Варианты





ВАРИАНТЫ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ЗА КУРС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
с 1967 до 2008 года

В 1967 был проведён эксперимент, а с 1968 года устные выпускные экзамены по алгебре и началам анализа во всех советских школах стали письменными. С 1967 до начала 70-х годов экзамен состоял из четырёх, затем пяти, а с 1990 года — шести неизвестных заранее задач, составляемых министерством образования. С 2002 по 2008 год этот способ проверки знаний использовался только для учащихся математических и физико-математических классов. Для тех, кто занимался по базовой или гуманитарной программе, в 2001 году был вновь был проведен эксперимент, а с 2002 года проводился экзамен по открытым текстам: вариант состоял из 10 заданий, взятых из заранее опубликованного задачника. Продолжительность экзаменов составляла 5 астрономических часов.

Ниже мы приводим задания выпускных экзаменов по математике, проводившихся в России с 1967 до 2008 год включительно, пока эта форма экзамена не уступила место единому новой, в формате ЕГЭ и ГВЭ. Для базовых, физико-математических и математических классов ежегодно составлялось несколько экзаменационных работ по нескольким часовым поясам, каждая в двух равноценных вариантах. Обозначение 1991-Э1-2 означает второй вариант первой работы 1991 года. Варианты углубленной программы до 1977 года и те, у которых стоит метка «ищем», мы найти не смогли. Если они у вас есть — присылайте.

Базовые классы (1940, 1948, 1967—2003)

Не следует считать, что варианты для учащихся, изучавших математику на базовом уровне, очень уж простые. В каждом из них есть задания на производные и интегралы, а пятые и шестые задачи иногда могут поставить в тупик даже хорошо подготовленного ученика.
до 1977, 1982–1984, 1986, 1987, 1990 ищем 1940-Э1-1 1948-Э1-1 1967-Э1-1 1967-Э1-2 1967-Э2-1 1967-Э2-2 1967-Э3-1 1967-Э3-2 1967-Э4-1 1967-Э4-2 1967-Э5-1 1967-Э5-2 ищем 1976-Э1-1 1977-Э1-1 1977-Э1-2 1977-Э2-1 1977-Э2-2 1977-Э3-1 1977-Э3-2 1977-Э4-1 1977-Э4-2 1978-Э1-1 1978-Э1-2 1978-Э2-1 1978-Э2-2 1978-Э3-1 1978-Э3-2 1978-Э4-1 1978-Э4-2 1979-Э1-1 1979-Э1-2 1979-Э2-1 1979-Э2-2 1979-Э3-1 1979-Э3-2 1979-Э4-1 1979-Э4-2 1979-Э5-1 1979-Э5-2 1980-Э1-1 1980-Э1-2 1981-Э1-1 1981-Э1-2 1982 ищем 1982-Э1-2 ищем 1983-Э1-1 1983 ищем 1984-Э1-1 1984 ищем 1985-Э1-1 1985-Э1-2 1985-Э2-1 1985-Э2-2 1985-Э3-1 1985-Э3-2 1986-Э1-1 1986-эксп.-1 1986-эксп.-2 1987 ищем 1987-Э1-2 ищем 1988-Э1-1 1988-Э1-2 1988-Э2-1 1988-Э2-2 1988-Э3-1 1988-Э3-2 1989-Э1-1 1989-Э1-2 1989-Э2-1 1989-Э2-2 1989-Э3-1 1989-Э3-2 1989-Э4-1 1989-Э4-2 1990 ищем 1990 ищем 1991-Э1-1 1991-Э1-2 1991-Э2-1 1991-Э2-2 1991-Э3-1 1991-Э3-2 1991-Э4-1 1991-Э4-2 1991-Э5-1 1991-Э5-2 1991-Э6-1 1991-Э6-2 1991-Э7-1 1991-Э7-2 1991-Э8-1 1991-Э8-2 1991-Э9-1 1991-Э9-2 1991-Э10-1 1991-Э10-2 1992-Э1-1 1992-Э1-2 1992-Э2-1 1992-Э2-2 1992-Э3-1 1992-Э3-2 1992-Э4-1 1992-Э4-2 1992-Э5-1 1992-Э5-2 1992-Э6-1 1992-Э6-2 1992-Э7-1 1992-Э7-2 1992-Э8-1 1992-Э8-2 1992-Э9-1 1992-Э9-2 1992-Э10-1 1992-Э10-2 1993-Э1-1 1993-Э1-2 1993-Э2-1 1993-Э2-2 1993-Э3-1 1993-Э3-2 1993-Э4-1 1993-Э4-2 1993-Э5-1 1993-Э5-2 1993-Э6-1 1993-Э6-2 1993-Э7-1 1993-Э7-2 1993-Э8-1 1993-Э8-2 1993-Э9-1 1993-Э9-2 1993-Э10-1 1993-Э10-2 1993-Э11-1 1993-Э11-2 1994-Э1-1 1994-Э1-2 1994-Э2-1 1994-Э2-2 1994-Э3-1 1994-Э3-2 1994-Э4-1 1994-Э4-2 1994-Э5-1 1994-Э5-2 1994-Э6-1 1994-Э6-2 1994-Э7-1 1994-Э7-2 1994-Э8-1 1994-Э8-2 1994-Э9-1 1994-Э9-2 1994-Э10-1 1994-Э10-2 1995-Э1-1 1995-Э1-2 1995-Э2-1 1995-Э2-2 1995-Э3-1 1995-Э3-2 1995-Э4-1 1995-Э4-2 1995-Э5-1 1995-Э5-2 1995-Э6-1 1995-Э6-2 1995-Э7-1 1995-Э7-2 1995-Э8-1 1995-Э8-2 1995-Э9-1 1995-Э9-2 1995-Э10-1 1995-Э10-2 1996-Э1-1 1996-Э1-2 1996-Э2-1 1996-Э2-2 1996-Э3-1 1996-Э3-2 1996-Э4-1 1996-Э4-2 1996-Э5-1 1996-Э5-2 1996-Э6-1 1996-Э6-2 1996-Э7-1 1996-Э7-2 1997-Э1-1 1997-Э1-2 1997-Э2-1 1997-Э2-2 1997-Э3-1 1997-Э3-2 1997-Э4-1 1997-Э4-2 1997-Э5-1 1997-Э5-2 1998-Э1-1 1998-Э1-2 1998-Э2-1 1998-Э2-2 1998-Э3-1 1998-Э3-2 1998-Э4-1 1998-Э4-2 1998-Э5-1 1998-Э5-2 1999-Э1-1 1999-Э1-2 1999-Э2-1 1999-Э2-2 1999-Э3-1 1999-Э3-2 1999-Э4-1 1999-Э4-2 1999-Э5-1 1999-Э5-2 2000-Э1-1 2000-Э1-2 2000-Э2-1 2000-Э2-2 2000-Э3-1 2000-Э3-2 2000-Э4-1 2000-Э4-2 2000-Э5-1 2000-Э5-2 2001-Э1-1 2001-Э1-2 2001-Э2-1 2001-Э2-2 2001-Э3-1 2001-Э3-2 2001-Э4-1 2001-Э4-2 2001-Э5-1 2001-Э5-2 2001-Э6-1 2001-Э6-2 2001-Э7-1 2001-Э7-2 2001-Э8-1 2001-Э8-2 2001-Э9-1 2001-Э9-2 2002-Э1-1 2002-Э1-2 2002-Э2-1 2002-Э2-2 2002-Э3-1 2002-Э3-2 2002-Э4-1 2002-Э4-2 2003-Э1-1 2003-Э1-2 2003-Э2-1 2003-Э2-2

Задания для базовых классов по задачнику Г. В. Дорофеева (2002—2008)

C 2002 года проводился экзамен по открытым текстам: вариант состоял из 10 заданий, взятых из заранее опубликованного задачника, составленного авторским коллективом под редакцией Г. В. Дорофеева. В сборнике было несколько частей, содержащих как самые простые задания, так и довольно трудные. Ежегодно экзаменационная комиссия формировала несколько десятков комплектов заданий из разных частей сборника. В день экзамена в прямом эфире телевидения каждого региона в лототроне разыгрывался номер комплекта. Затем номера заданий выпавшего комплекта записывались на доску, а школьники решали задания, пользуясь розданными им задачниками.

Физико-математические классы (1996—2008)

Базовая программа математике была рассчитана на 3 урока алгебры и начал анализа и 2 урока геометрии в неделю. Учащиеся, у которых было 6 уроков математики в неделю изучали ее на повышенном уровне. Темы для изучения были те же, что и по базовой программе, однако уровень задач был более сложным и приближенным к вариантам вступительных экзаменов технических вузов.

Математические классы (?—2008)

Углубленная программа изучения математики была рассчитана минимум на 5 уроков алгебры и начал анализа и 3 урока геометрии в неделю. Этот курс отличался гораздо большей глубиной и широтой изучения материала. В частности, в курс входила комбинаторика, многочлены, метод математической индукции, производные высших степеней, теории вероятностей, пределы, комплексные числа. Знания этих разделов проверялись на выпускных экзаменов, которые тем самым зачастую превосходили по сложности уровень вступительных испытаний рядового технического вуза.
до 1982 ищем 1982-Э1-1 1982-Э1-2 1982-Э2-1 1982-Э2-2 1982-Э3-1 1982-Э3-2 1983-Э1-1 1983-Э1-2 1983-Э2-1 1983-Э2-2 1983-Э3-1 1983-Э3-2 1984-Э1-1 1984-Э1-2 1984-Э2-1 1984-Э2-2 1984-Э3-1 1984-Э3-2 1985-Э1-1 1985-Э1-2 1985-Э2-1 1985-Э2-2 1985-Э3-1 1985-Э3-2 1986-Э1-1 1986-Э1-2 1986-Э2-1 1986-Э2-2 1986-Э3-1 1986-Э3-2 1987-Э1-1 1987-Э1-2 1987-Э2-1 1987-Э2-2 1987-Э3-1 1987-Э3-2 1988-Э1-1 1988-Э1-2 1988-Э2-1 1988-Э2-2 1988-Э3-1 1988-Э3-2 1988-Э4-1 1988-Э4-2 1989-Э1-1 1989-Э1-2 1989-Э2-1 1989-Э2-2 1989-Э3-1 1989-Э3-2 1990-Э1-1 1990-Э1-2 1990-Э2-1 1990-Э2-2 1990-Э3-1 1990-Э3-2 1990-Э4-1 1990-Э4-2 1990-Э5-1 1990-Э5-2 1990-Э6-1 1990-Э6-2 1991-Э1-1 1991-Э1-2 1991-Э2-1 1991-Э2-2 1991-Э3-1 1991-Э3-2 1991-Э4-1 1991-Э4-2 1991-Э5-1 1991-Э5-2 1992-Э1-1 1992-Э1-2 1992-Э2-1 1992-Э2-2 1992-Э3-1 1992-Э3-2 1992-Э4-1 1992-Э4-2 1992-Э5-1 1992-Э5-2 1993-Э1-1 1993-Э1-2 1993-Э2-1 1993-Э2-2 1993-Э3-1 1993-Э3-2 1993-Э4-1 1993-Э4-2 1993-Э5-1 1993-Э5-2 1994-Э1-1 1994-Э1-2 1994-Э2-1 1994-Э2-2 1994-Э3-1 1994-Э3-2 1994-Э4-1 1994-Э4-2 1995-Э1-1 1995-Э1-2 1995-Э2-1 1995-Э2-2 1995-Э3-1 1995-Э3-2 1995-Э4-1 1995-Э4-2 1996-Э1-1 1996-Э1-2 1996-Э2-1 1996-Э2-2 1996-Э3-1 1996-Э3-2 1997-Э1-1 1997-Э1-2 1997-Э2-1 1997-Э2-2 1997-Э3-1 1997-Э3-2 1998-Э1-1 1998-Э1-2 1998-Э2-1 1998-Э2-2 1999-Э1-1 1999-Э1-2 1999-Э2-1 1999-Э2-2 1999-Э3-1 1999-Э3-2 2000-Э1-1 2000-Э1-2 2000-Э2-1 2000-Э2-2 2000-Э3-1 2000-Э3-2 2001-Э1-1 2001-Э1-2 2001-Э2-1 2001-Э2-2 2001-Э2-1 2001-Э2-2 2001-Э4-1 2001-Э4-2 2002-Э1-1 2002-Э1-2 2002-Э2-1 2002-Э2-2 2003-Э1-1 2003-Э1-2 2003-Э2-1 2003-Э2-2 2004-Э1-1 2004-Э1-2 2005-Э1-1 2005-Э1-2 2006-Э1-1 2006-Э1-2 2007-Э1-1 2007-Э1-2 2008-Э1-1 2008-Э1-2

C 1990 по 2002 год в Санкт-Петербурге проводились необычные экзамены по математике. Они составлялись на французский манер из четырех-пяти заданий-сюжетов, объединенных общей темой — так проводят экзамены во Франции. В каждом сюжете было по четыре задания. Два первых сюжета были обязательными, а из оставшихся ученик выбирал один по своему усмотрению. Пятерка выставлялась за верное решение любых 10 из 12 полученных заданий. Экзамены проводились на гуманитарном, базовом (с 1993 года по 2001 год, кроме 1998 года), углубленном (с 1992 по 2001 год, кроме 1998 года) и профильно-элитарном уровнях (с 1991 по 2002 год). Последний вариант проводился в конце мая и был добровольным, если «школьная» оценка за этот экзамен не устраивала ученика, он сдавал обычный выпускной экзамен в июне, а успешная сдача засчитывалась как выпускной экзамен и как вступительный экзамен в Санкт-Петербургский государственный университет.

Санкт-петербургские экзамены для базовых классов (1993—2001)

Санкт-петербургские экзамены для изучавших математику на повышенном и углубленном уровне (для физико-математических и математических классов) (1992—2001)

Санкт-петербургские профильно-элитарные экзамены (1990—2002)


С 2009 по 2015 год выпускные экзамены из школ были объединены со вступительными экзаменами в вузы и проводились в формате Единого государственного экзамена. С 2016 года ЕГЭ по математике стал проводиться в двух форматах: к прежнему (профильному) экзамену, объединяющему в себе выпускной и вступительный экзамен, добавился экзамен другой структуры и сложности, называвшийся ЕГЭ по базовой математике.

В 2020 году ЕГЭ по базовой математике был отменен (школьники могли выпуститься из школы, не сдавая экзаменов), а в 2021 году экзаменом для выпускников школ, не планирующих поступать в университеты, был ГВЭ — государственный выпускной экзамен. ЕГЭ профильного уровня по-прежнему сочетает в себе функции впускного экзамена из школ и вступительного экзамены в вузы.

Варианты ЕГЭ-профиль, ЕГЭ-база и различные варианты ГВЭ представлены на сайте Решу ЕГЭ.