2. Тригонометрия
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word


1. Дана функция
а) Решите уравнение:
б) Найдите все решения неравенства из отрезка
в) Докажите, что
г) Найдите множество значений функции f на отрезке
а) Уравнение можно записать в виде:
Ясно, что при таких x знаменатель в изначальном уравнении не равен нулю, поэтому все такие x действительно корни.
б) Обозначим временно тогда получим неравенство
решениями которого будут
и
Заметим, что на промежутке
функция
убывает и принимает значение
в точке
на промежутке
функция
возрастает и принимает значение
в точке
значение
в точке
на промежутке
функция
убывает и принимает значение
в точке
Отсюда получаем ответ на неравенство
в) Имеем:
г) Заметим, что
При функция
принимает все значения на отрезке
поэтому
принимает все значения на
значит, функция
принимает все значения на
Наконец, принимает все значения на
Ответ: а) б)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
Задание парного варианта: 1727


1. Дана функция
а) Докажите равенство
б) Решите уравнение
в) Найдите все решения неравенства из отрезка
г) Выясните, при каких значениях параметра a уравнение имеет четыре корня на отрезке
а) Докажем, что Умножим на знаменатель.
Получаем верное равенство. Что и требовалось доказать.
б) Имеем:
Получаем два уравнения. Первое уравнение:
Второе уравнение:
Из второго набора подходят все x, а из первого только те, для которых (те, для которых
посторонние и появились при возведении в квадрат). Итак,
и
при
Окончательно: и
при
в) Преобразуем неравенство:
Получаем, что На промежутке
функция
возрастает от −1 до 1, при этом
и
Аналогично на промежутке
функция
убывает от 1 до −1, при этом
и
Отсюда получаем ответ
г) Запишем уравнение в виде и обозначим
Получим уравнение
или
У него не более двух корней. Заметим, что функция
принимает на отрезке
все значения от −1 до 0 (исключая −1) по два раза, значение −1 один раз, а других значений не принимает вовсе. Таким образом, оба корня квадратного уравнения должны лежать на промежутке
Запишем уравнение в виде
и построим график функции
Это парабола с вершиной при
и
Кроме того,
и
Теперь проведем горизонтальную прямую
и посмотрим, как она будет пересекать данную параболу.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай не подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай не подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай не подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
(на самом деле при
но это неважно) и правую при
Этот случай подходит.
Если то прямая пересечет левую ветвь при
и правую при
Этот случай подходит.
Если же то прямая пересечет параболу один раз или ни разу, поэтому больше двух корней быть не может.
Итак, откуда
Ответ: б) в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
Задание парного варианта: 1771


Дана функция
а) Решите уравнение
б) Решите неравенство на интервале
в) Найдите наименьшее значение функции
г) Выясните, сколько корней имеет уравнение на отрезке
в зависимости от параметра a.
Упростим исходную функцию:
а) Решим уравнение:
б) Последовательно получаем:
Второй множитель отрицателен при всех x кроме
для которых он равен нулю и неравенство обращается в равенство. Из этих точек на указанном интервале лежит только
Запомним, что она подходит и поделим неравенство на второй множитель. Получим
что выполнено при
Итак, окончательный ответ
в) Имеем:
г) На указанном отрезке имеет корни
Осталось выяснить, когда некоторые из них посторонние из-за знаменателя.
Если или
то
— эти корни запрещены при
Если то
— этот корень запрещен при
Окончательно, при два корня, при
один корень, при прочих a три корня.
Ответ: а) б)
в)
г) если
и
то 3 корня; если
то 1 корень; если
то 2 корня.
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
Задание парного варианта: 1798


2. Дана функция
а) Вычислите
б) Решите уравнение
в) Найдите наименьшее значение функции
г) Найдите все положительные числа a такие, что выполнения неравенства достаточно для выполнения неравенства
Преобразуем функцию:
а) Имеем:
б) Запишем уравнение в виде и преобразуем его:
Разделим его на — оно однородное — получим
Обозначим получаем
Вернемся к исходной переменной:
в) Последовательно получим:
г) Имеем:
Если то оба множителя положительны. Если увеличивать x, то
останется положительным до точки
а второй множитель будет положительным минимум до той же точки (в первой четверти
возрастает, а
убывает, поэтому разность возрастает. Во второй четверти синус положителен, а косинус отрицателен, поэтому разность положительна).
Если же уменьшать x, то будет уменьшаться, а
увеличиваться, пока наконец в точке
они не сравняются. После этой точки первый множитель все еще будет положителен, а второй отрицателен и неравенство нарушится. Значит, в сторону уменьшения x можно отходить не более чем на
В сторону увеличения на столько отойти можно (и даже сильно больше, но это уже неважно).
Тем самым (первое условие задает положительность a, которая тоже требуется в задаче).
Ответ: а) 1; б) в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
Задание парного варианта: 1716


1. Дана функция
а) Решите уравнение
б) Решите неравенство на отрезке
в) Сравните числа и 1.
г) Найдите множество значений функции
а) Так как надо решить уравнение
Обозначим
и, решая уравнение
получим
или
Теперь решим уравнения
и
б) Найдем корни числителя и знаменателя из отрезка — это числа
Нанесем их на ось и воспользуемся методом интервалов (см. рис.). Получим:
в) Достаточно сравнить числа и
(очевидно, что
). Но
поэтому
Значит, тогда
г) Заметим, что
Поэтому, очевидно, что множество значений непрерывной функции f на промежутке
содержит все числа из луча
Функция f нечетная как частное четной и нечетной функции, а потому множество значений функции f — все вещественные числа.
Ответ: а) б)
в)
г)
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
Задание парного варианта: 1825
Пройти тестирование по этим заданиям
Наверх