№ 1716 

Санкт-петербургские выпускные экзамены. Углубленная программа. 2. Тригонометрия
i
2. Дна функция
а) Вычислите
б) Решите уравнение
в) Найдите наибольшее значение функции
г) Найдите все положительные числа a такие, что выполнения неравенства
достаточно для выполнения неравенства 
Спрятать решениеРешение. Преобразуем функцию:



а) Имеем:


б) Запишем уравнение в виде
и преобразуем его:



Разделим его на
— оно однородное — получим

Обозначим
получаем

Вернемся к исходной переменной:

в) Последовательно получим:



и это значение достигается, когда

г) Имеем:



Если
то первый множитель положителен, а значит второй отрицателен (ведь
). Если уменьшать x, то
останется положительным до точки
а второй множитель будет отрицательным минимум до той же точки (в четвертой четверти и
и
возрастают, поэтому при уменьшении x значение второго множителя уменьшается). Если же зайти за точку
то оба множителя станут отрицательны и неравенство нарушится.
Если же увеличивать x, то
и
будут увеличиваться, пока наконец в точке
выражение
не станет нулем. Значит, до этого момента знак не менялся. Значит, в сторону уменьшения x можно отходить не более чем на
В сторону увеличения на столько отойти можно (и даже сильно больше, на
но это уже неважно).
Ответ:
(первое условие задает положительность a, которая тоже требуется в задаче).
Ответ: а)
б)
в) 3; г) 
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 
(первое условие задает положительность
a, которая тоже требуется в задаче). а)

б)

в) 3; г)

Задание парного варианта: 1711