Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 4636
i

Пусть M  — мно­же­ство точек z_1 ком­плекс­ной плос­ко­сти таких, что |iz_1 плюс ко­рень из 2 |= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; K  — мно­же­ство точек z_2 ком­плекс­ной плос­ко­сти вида z_2=iz_1, где z_1 при­над­ле­жит M. Най­ди­те рас­сто­я­ние между фи­гу­ра­ми M и K.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть z_1=a плюс bi, тогда |a i минус b плюс ко­рень из 2 |= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби или  левая круг­лая скоб­ка ко­рень из 2 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс a в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Мно­же­ство M точек ком­плекс­ной плос­ко­сти, удо­вле­тво­ря­ю­щих дан­но­му усло­вию, есть окруж­ность с цен­тром в точке O_1  левая круг­лая скоб­ка 0; ко­рень из 2 пра­вая круг­лая скоб­ка и ра­ди­у­сом  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

По усло­вию z_2=iz_1, т. е. |z_2 плюс ко­рень из 2 |= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Если обо­зна­чить z_2=a плюс bi, то |a плюс ко­рень из 2 плюс bi|= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и  левая круг­лая скоб­ка a плюс ко­рень из 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Мно­же­ство K точек ком­плекс­ной плос­ко­сти, удо­вле­тво­ря­ю­щих этому усло­вию есть окруж­ность с цен­тром в точке O_2 левая круг­лая скоб­ка минус ко­рень из 2 ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка и ра­ди­у­сом  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Так как окруж­но­сти M и K не имеют общих точек, то рас­сто­я­ни­ем между ними (см. рис.) яв­ля­ет­ся длина от­рез­ка PN линии цен­тров, т. е. PN=O_1O_2 минус 2r=2 минус 1=1.

Ответ: 1.

 

Ком­мен­та­рий. За­ме­тим, то гео­мет­ри­че­ское обос­но­ва­ние того, что длина от­рез­ка PN есть рас­сто­я­ние между дан­ны­ми фи­гу­ра­ми, весь­ма про­сто, но не обя­за­тель­но на эк­за­ме­не по ал­геб­ре и ана­ли­зу. Дей­стви­тель­но, возь­мем на окруж­но­стях K и M такие точки N_1 и P_1 со­от­вет­ствен­но (см. рис.), что N_1 не равно N и P_1 не равно P. Для ло­ма­ной O_1P_1N_1O_2 и пря­мой O_1O_2 вы­пол­ня­ет­ся не­ра­вен­ство

O_1P_1 плюс P_1N_1 плюс N_1O_2 боль­ше O_1P плюс PN плюс NO_2.

Вы­чи­тая из обеих ча­стей не­ра­вен­ства сумму ра­ди­у­сов, по­лу­ча­ем P_1N_1 боль­ше PN. таким спо­со­бом ре­ша­ли мно­гие уча­щи­е­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 4642

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1991 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Изоб­ра­же­ние мно­жеств ком­плекс­ных чисел на плос­ко­сти
?
Сложность: 9 из 10