Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 4515
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при ко­то­рых ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции y=x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс ax в квад­ра­те минус 2x минус 3, про­ве­ден­ная в точке гра­фи­ка с абс­цис­сой −1, имеет с этим гра­фи­ком ровно одну общую точку.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

По усло­вию за­да­чи гра­фик функ­ции и ка­са­тель­ная к нему имеют ровно одну общую точку  — точку ка­са­ния с абс­цис­сой x_0 = минус 1.

Со­ста­вим урав­не­ние ка­са­тель­ной в виде

y = y_0 плюс y'_0 левая круг­лая скоб­ка x минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

где y_0 = a и y'_0 = минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 6 пра­вая круг­лая скоб­ка   — зна­че­ния функ­ции и ее про­из­вод­ной при x_0 = минус 1:

y = минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 6 пра­вая круг­лая скоб­ка x минус a минус 6.

Тогда урав­не­ние

x в сте­пе­ни 4 плюс ax в квад­ра­те минус 2x плюс 3 = минус левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 6 пра­вая круг­лая скоб­ка x минус a минус 6,

или после пре­об­ра­зо­ва­ния

x в сте­пе­ни 4 плюс ax в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс a плюс 3 = 0,

имеет един­ствен­ный дей­стви­тель­ный ко­рень x = минус 1.

Так как рас­смат­ри­ва­е­мое урав­не­ние чет­вер­той сте­пе­ни, то это может быть лишь в двух слу­ча­ях: когда -1 имеет крат­ность два и дру­гих дей­стви­тель­ных кор­ней нет, либо когда -1 имеет крат­ность 4. Таким об­ра­зом, мно­го­член в левой части урав­не­ния раз­ла­га­ет­ся на мно­жи­те­ли:

x в сте­пе­ни 4 плюс ax в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2a плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс a плюс 3 = левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 2x плюс a плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Дис­кри­ми­нант квад­рат­но­го трех­чле­на x в квад­ра­те минус 2x плюс 3  — не­по­ло­жи­тель­ное число, если a мень­ше или равно минус 2. Но при a = минус 2 крат­ный ко­рень равен 1, что про­ти­во­ре­чит усло­вию за­да­чи.

Сле­до­ва­тель­но, гра­фик функ­ции и ка­са­тель­ная к нему имеют ровно одну общую точку при всех a боль­ше минус 2.

 

Ответ: a боль­ше минус 2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 4509

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Фи­зи­ко-ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1999 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции
?
Сложность: 9 из 10