Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 4043
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­рах a урав­не­ние  ко­си­нус в квад­ра­те x плюс 2 левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x плюс a в квад­ра­те минус 4a минус 5=0 имеет хотя бы одно ре­ше­ние?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пре­об­ра­зу­ем вы­ра­же­ние, сто­я­щее в левой части урав­не­ния. По­лу­чим

 ко­си­нус в квад­ра­те x плюс 2 левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x плюс a в квад­ра­те минус 4a минус 5=
= ко­си­нус в квад­ра­те x плюс 2 левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x плюс a в квад­ра­те минус 4a плюс 4 минус 4 минус 5= левая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x плюс a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 9.

Ис­ход­ное урав­не­ние рав­но­силь­но урав­не­нию

 левая круг­лая скоб­ка ко­си­нус x плюс a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 9=0 рав­но­силь­но | ко­си­нус x плюс a минус 2|=3.

Рас­смот­рим два воз­мож­ных слу­чая.

1)  Когда  ко­си­нус x плюс a минус 2=3, от­ку­да  ко­си­нус x=5 минус a.

2)  Когда  ко­си­нус x плюс a минус 2= минус 3, от­ку­да  ко­си­нус x= минус 1 минус a.

За­ме­тим, что па­ра­метр a может при­ни­мать любые зна­че­ния. Рас­смот­рим, при каких зна­че­ни­ях a урав­не­ние имеет хотя бы одно ре­ше­ние, а при каких не имеет их вовсе. Ис­ход­ное урав­не­ние имеет хотя бы одно ре­ше­ние, когда хотя бы одно из урав­не­ний  ко­си­нус x=5 минус a или  ко­си­нус x= минус 1 минус a имеет ре­ше­ния. Зная, что об­ласть зна­че­ний функ­ции y= ко­си­нус x равна от­рез­ку  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , по­лу­чим два не­ра­вен­ства: пер­вое

 минус 1 мень­ше или равно 5 минус a мень­ше или равно 1 рав­но­силь­но минус 6 мень­ше или равно минус a мень­ше или равно минус 4 рав­но­силь­но 4 мень­ше или равно a мень­ше или равно 6;

и вто­рое

 минус 1 мень­ше или равно минус 1 минус a мень­ше или равно 1 рав­но­силь­но 0 мень­ше или равно минус a мень­ше или равно 2 рав­но­силь­но минус 2 мень­ше или равно a мень­ше или равно 0.

Изоб­ра­зим оба чис­ло­вых про­ме­жут­ка на чис­ло­вой пря­мой (см. рис.) и за­пи­шем объ­еди­не­ние ука­зан­ных мно­жеств в ответ.

Ответ: a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2; 0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 4; 6 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 4049

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 2001 год, ра­бо­та 5, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10