Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 4049
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a урав­не­ние  синус в квад­ра­те x минус 2 левая круг­лая скоб­ка a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка синус x плюс a в квад­ра­те минус 6a плюс 5=0 не имеет ре­ше­ний?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть  синус x=t, тогда имеем: t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка t плюс a в квад­ра­те минус 6a плюс 5=0. Учи­ты­вая, что | синус x| мень­ше или равно 1, за­да­ние можно пе­ре­фор­му­ли­ро­вать так: при каком зна­че­нии па­ра­мет­ра квад­рат­ное урав­не­ние

t в квад­ра­те минус 2 левая круг­лая скоб­ка a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка t плюс a в квад­ра­те минус 6a плюс 5=0

не имеет кор­ней на мно­же­стве  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ? Кор­ня­ми этого урав­не­ния яв­ля­ют­ся числа t_1=a минус 5 и t_2=a минус 1. Если эти числа удо­вле­тво­ря­ют усло­вию |t| мень­ше или равно 1, то ис­ход­ное три­го­но­мет­ри­че­ское урав­не­ние тоже будет иметь ре­ше­ния. А для того, чтобы ис­ход­ное три­го­но­мет­ри­че­ское урав­не­ние не имело ре­ше­ний, долж­ны вы­пол­нять­ся не­ра­вен­ства: t мень­ше минус 1 или t боль­ше 1. Со­ста­вим со­от­вет­ству­ю­щие не­ра­вен­ства:

1)  При a минус 5 мень­ше минус 1, т. е. a мень­ше 4; при a минус 5 боль­ше 1, т. е. a боль­ше 6. Изоб­ра­зим это мно­же­ство на верх­ней оси ри­сун­ка.

2)  При a минус 1 мень­ше минус 1, т. е. a мень­ше 0; при a минус 1 боль­ше 1, т. е. a боль­ше 2. Изоб­ра­зим это мно­же­ство на ниж­ней оси ри­сун­ка.

Пе­ре­се­че­ние этих мно­жеств есть мно­же­ство зна­че­ний па­ра­мет­ра, при ко­то­рых ис­ход­ное урав­не­ние не имеет ре­ше­ния. Оно вы­де­ле­но на ри­сун­ке оран­же­вым цве­том.

 

 

 

Ответ: при  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка  левая круг­лая скоб­ка 2; 4 пра­вая круг­лая скоб­ка  левая круг­лая скоб­ка 6; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 4043

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 2001 год, ра­бо­та 5, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10