Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3047
i

Най­ди­те все зна­че­ния дей­стви­тель­но­го па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых все че­ты­ре (воз­мож­но ком­плекс­ных) корня урав­не­ний z в квад­ра­те минус 4 = 0 и z в квад­ра­те плюс 2 левая круг­лая скоб­ка i плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка az плюс 2a в квад­ра­те i минус левая круг­лая скоб­ка 4 плюс i пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс i = 0 раз­лич­ны и об­ра­зу­ют па­рал­ле­ло­грамм (воз­мож­но ромб или пря­мо­уголь­ник) на ком­плекс­ной плос­ко­сти.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

По­сколь­ку корни пер­во­го урав­не­ния  — дей­стви­тель­ные числа 2 и −2, сим­мет­рич­ные от­но­си­тель­но точки (0; 0), воз­мож­ны два слу­чая:

1)  Числа 2 и −2 яв­ля­ют­ся кон­ца­ми одной сто­ро­ны па­рал­ле­ло­грам­ма. Тогда корни вто­ро­го урав­не­ния можно пред­ста­вить в виде x плюс iy и  левая круг­лая скоб­ка x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс iy, где x, y при­над­ле­жит R . Со­глас­но тео­ре­ме Виета имеем

 си­сте­ма вы­ра­же­ний левая круг­лая скоб­ка x плюс iy пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс iy пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 2a левая круг­лая скоб­ка i плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , левая круг­лая скоб­ка x плюс iy пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 4 пра­вая круг­лая скоб­ка iy пра­вая круг­лая скоб­ка = 2a в квад­ра­те i минус левая круг­лая скоб­ка 4 плюс i пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс i. конец си­сте­мы .

Из пер­во­го урав­не­ния си­сте­мы на­хо­дим  левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс iy = минус a минус ai рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x минус a минус 2,y = минус a. конец со­во­куп­но­сти . Под­став­ляя во вто­рое урав­не­ние, по­лу­ча­ем

 левая круг­лая скоб­ка минус a минус 2 минус ai пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка минус a плюс 2 минус ai пра­вая круг­лая скоб­ка = 2a в квад­ра­те i минус левая круг­лая скоб­ка 4 плюс i пра­вая круг­лая скоб­ка a плюс i рав­но­силь­но 2a в квад­ра­те i минус 4 = 2a в квад­ра­те o минус 4a минус левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка i рав­но­силь­но a =1.

2)  Числа 2 и −2 яв­ля­ют­ся кон­ца­ми одной диа­го­на­ли па­рал­ле­ло­грам­ма. Тогда корни вто­ро­го урав­не­ния  — про­ти­во­по­лож­ные числа и их сумма равна нулю.  минус 2 левая круг­лая скоб­ка i плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка a = 0 рав­но­силь­но a = 0. При a  =  0 по­лу­ча­ем урав­не­ние z в квад­ра­те = минус i, кор­ня­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся про­ти­во­по­лож­ные числа, не ле­жа­щие на одной пря­мой с чис­ла­ми 2 и −2.

 

Ответ: a  =  0, a  =  1.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3053

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 2008 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Па­ра­метр в за­да­чах с ком­плекс­ны­ми чис­ла­ми
?
Сложность: 10 из 10