№ 3053 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Углубленная программа. 33. Параметры с комплексными числами
i
Найдите все значения действительного параметра a, при каждом из которых все четыре (возможно комплексных) корня уравнений
и

различны и образуют параллелограмм (возможно ромб или прямоугольник) на комплексной плоскости.
Спрятать решениеРешение. Корнями первого уравнения будут
Возможны два случая: найденные корни соответствуют противоположным вершинам параллелограмма или его смежным вершинам.
Случай 1. Это две противоположные вершины параллелограмма. Тогда точка пересечения его диагоналей имеет координату

откуда и сумма корней второго уравнения равна нулю. Значит,
откуда
Для найденного а второе получаем
корни которого комплексны и отличаются только знаком. Поэтому у четырехугольника, образованного корнями этих уравнений, диагонали делятся точкой пересечения пополам. Значит, это параллелограмм.
Случай 2. Это две смежные вершины параллелограмма. Тогда длина стороны его равна
Остальные два корня тоже смежные вершины, расстояние между ними такое же. Они будут концами параллельной стороны, причем вторая сторона вертикальна, то есть
Поскольку сумма корней равна
и число a вещественное, мнимая часть корней равна
Запишем корни в виде
и подставим в уравнение.



Поскольку x вещественно,
откуда 
Ответ: a = 0 и a = 2.
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: a = 0 и a = 2.
Задание парного варианта: 3047