Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3053
i

Най­ди­те все зна­че­ния дей­стви­тель­но­го па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых все че­ты­ре (воз­мож­но ком­плекс­ных) корня урав­не­ний z в квад­ра­те минус 6 = 0 и

z в квад­ра­те плюс 2 левая круг­лая скоб­ка i минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка az минус 2a в квад­ра­те i минус левая круг­лая скоб­ка 3 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка a минус 2i = 0

раз­лич­ны и об­ра­зу­ют па­рал­ле­ло­грамм (воз­мож­но ромб или пря­мо­уголь­ник) на ком­плекс­ной плос­ко­сти.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Кор­ня­ми пер­во­го урав­не­ния будут z=\pm ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та . Воз­мож­ны два слу­чая: най­ден­ные корни со­от­вет­ству­ют про­ти­во­по­лож­ным вер­ши­нам па­рал­ле­ло­грам­ма или его смеж­ным вер­ши­нам.

Слу­чай 1. Это две про­ти­во­по­лож­ные вер­ши­ны па­рал­ле­ло­грам­ма. Тогда точка пе­ре­се­че­ния его диа­го­на­лей имеет ко­ор­ди­на­ту

z= дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та плюс левая круг­лая скоб­ка минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби =0,

от­ку­да и сумма кор­ней вто­ро­го урав­не­ния равна нулю. Зна­чит, 2 левая круг­лая скоб­ка i минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка a=0, от­ку­да a=0. Для най­ден­но­го а вто­рое по­лу­ча­ем z в квад­ра­те минус 2i=0, корни ко­то­ро­го ком­плекс­ны и от­ли­ча­ют­ся толь­ко зна­ком. По­это­му у че­ты­рех­уголь­ни­ка, об­ра­зо­ван­но­го кор­ня­ми этих урав­не­ний, диа­го­на­ли де­лят­ся точ­кой пе­ре­се­че­ния по­по­лам. Зна­чит, это па­рал­ле­ло­грамм.

Слу­чай 2. Это две смеж­ные вер­ши­ны па­рал­ле­ло­грам­ма. Тогда длина сто­ро­ны его равна 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 6 конец ар­гу­мен­та . Осталь­ные два корня тоже смеж­ные вер­ши­ны, рас­сто­я­ние между ними такое же. Они будут кон­ца­ми па­рал­лель­ной сто­ро­ны, при­чем вто­рая сто­ро­на вер­ти­каль­на, то есть Im левая круг­лая скоб­ка z_1 пра­вая круг­лая скоб­ка =Im левая круг­лая скоб­ка z_2 пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку сумма кор­ней равна  минус 2 левая круг­лая скоб­ка i минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка a и число a ве­ще­ствен­ное, мни­мая часть кор­ней равна  минус a. За­пи­шем корни в виде z=x минус ai и под­ста­вим в урав­не­ние.

x в квад­ра­те минус 2xai минус a в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2ia минус 2a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус ai пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2a в квад­ра­те i минус левая круг­лая скоб­ка 3 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка a минус 2i=0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 2xai минус a в квад­ра­те плюс 2iax минус 2ax плюс 2a в квад­ра­те плюс 2a в квад­ра­те i минус 2a в квад­ра­те i минус 3a плюс ai минус 2i=0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 2ax плюс a в квад­ра­те минус 3a плюс левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка i=0.

По­сколь­ку x ве­ще­ствен­но,  левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка i=0, от­ку­да a=0.

 

Ответ: a  =  0 и a  =  2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3047

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 2008 год, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Па­ра­метр в за­да­чах с ком­плекс­ны­ми чис­ла­ми
?
Сложность: 10 из 10