Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2792
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние t в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 5 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 5t в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс at плюс b=0 для лю­бо­го зна­че­ния па­ра­мет­ра b имеет ровно один ко­рень.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­пи­шем урав­не­ние в виде t в сте­пе­ни 5 минус 5t в сте­пе­ни 4 плюс at= минус b. По усло­вию, оно долж­но при каж­дом b иметь ровно один ко­рень, зна­чит, функ­ция t в сте­пе­ни 5 минус 5t в сте­пе­ни 4 плюс at долж­на быть мо­но­тон­ной (иначе на двух со­сед­них про­ме­жут­ках мо­но­тон­но­сти зна­че­ния по­вто­рят­ся. Про­ме­жут­ки мо­но­тон­но­сти здесь будут, по­сколь­ку функ­ция - мно­го­член). Зна­чит, про­из­вод­ная этой функ­ции 5t в сте­пе­ни 4 минус 20t в кубе плюс a долж­на иметь один и тот же знак. Ясно, что при tarrow минус бес­ко­неч­ность будет 5t в сте­пе­ни 4 минус 20t в кубе плюс aarrow плюс бес­ко­неч­ность , по­это­му про­из­вод­ная долж­на быть не­от­ри­ца­тель­на. То есть 5t в сте­пе­ни 4 минус 20t в кубе боль­ше или равно минус a долж­но вы­пол­нять­ся при всех t. Зна­чит, нужно, чтобы  минус a не пре­вос­хо­ди­ло наи­мень­ше­го зна­че­ния функ­ции 5t в сте­пе­ни 4 минус 20t в кубе . Най­дем его. Возь­мем ее про­из­вод­ную 20t в кубе минус 60t в квад­ра­те =20t в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка t минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка . Это вы­ра­же­ние по­ло­жи­тель­но при t боль­ше 3 и от­ри­ца­тель­но при t мень­ше 3 (кроме t=0, где оно равно 0). Зна­чит, функ­ция 5t в сте­пе­ни 4 минус 20t в кубе убы­ва­ет при t мень­ше 3, воз­рас­та­ет при t боль­ше 3 и имеет наи­мень­шее зна­че­ние при t = 3: 5 умно­жить на 81 минус 20 умно­жить на 27= минус 135. По­это­му  минус a мень­ше или равно минус 135, от­ку­да a боль­ше или равно 135.

 

Ответ:a боль­ше или равно 135.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2798

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 2001 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 9 из 10