№ 2798 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Углубленная программа. 31. Задачи с параметром (без производной)
i
Найдите все значения параметра a, при каждом из которых уравнение
для любого значения параметра b имеет ровно один корень.
Спрятать решениеРешение. Запишем уравнение в виде
По условию, оно должно при каждом b иметь ровно один корень, значит, функция
должна быть монотонной, иначе на двух соседних промежутках монотонности значения повторятся. Промежутки монотонности здесь будут, поскольку функция — многочлен. Значит, производная этой функции
должна иметь один и тот же знак. Ясно, что при
будет

поэтому производная должна быть неотрицательна. То есть неравенство
или
должно выполняться при всех u.
Пусть сначала a положительно. Тогда при
правая часть положительна, а левая отрицательна, поэтому неравенство выполнено. При
можно поделить обе части на
получим
то есть
должно быть не больше, чем наименьшее значение функции
при
Найдем его, взяв производную:
Значит, при
функция убывает, а при
возрастает. Тогда ее наименьшее значение будет при
и оно равно

Итак,
откуда 
Если же a отрицательно, то заменим в неравенстве a на
и u на
Оно не изменится. Поэтому если для некоторого положительного a неравенство верно при всех u, то и для противоположного a оно верно при всех u.
Наконец, при
неравенство также верно при всех u. Поэтому окончательно 
Ответ: 
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 
Задание парного варианта: 2792