Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2715
i

От­меть­те на ком­плекс­ной плос­ко­сти все точки z, для ко­то­рых точки, со­от­вет­ству­ю­щие чис­лам z_1=2i, z_2=z и z_3= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби z плюс 1, яв­ля­ют­ся вер­ши­на­ми пря­мо­уголь­но­го тре­уголь­ни­ка.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть z=x плюс iy. Тогда на плос­ко­сти имеем три точки Z_1 левая круг­лая скоб­ка 0; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ; Z_2 левая круг­лая скоб­ка x; y пра­вая круг­лая скоб­ка ; Z_3 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 1; дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка . Оче­вид­но, что в любом из треx слу­ча­ев Z_1=Z_2, Z_2=Z_3, Z_1=Z_3, т. е. при

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x=0,y=2 конец си­сте­мы . \vee си­сте­ма вы­ра­же­ний x=2,y=0 конец си­сте­мы \vee си­сте­ма вы­ра­же­ний x= минус 2,y=4 конец си­сте­мы

точки Z1, Z2, Z3 не яв­ля­ют­ся вер­ши­на­ми тре­уголь­ни­ка. По­это­му за­ра­нее ис­клю­чим точки

 левая круг­лая скоб­ка 0; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка 2; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,  левая круг­лая скоб­ка минус 2; 4 пра­вая круг­лая скоб­ка . \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Рас­смот­рим три слу­чая:

1)  Плос­ко­сти Z1Z2 и Z2Z3 пер­пен­ди­ку­ляр­ны. Рас­смот­рим ска­ляр­ное про­из­ве­де­ние век­то­ров \overlineZ_1Z_2 и \overlineZ_2Z_3. Это не­ну­ле­вые век­то­ры, ис­хо­дя их усло­вия (1). Тогда

 \overlineZ_1Z_2 умно­жить на \overlineZ_2Z_3=0,

x левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка y минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

 левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка y минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =2.

Мно­же­ством точек, удо­вле­тво­ря­ю­щих этому урав­не­нию, яв­ля­ет­ся окруж­ность с цен­тром в точке (1; 1) и ра­ди­у­сом  ко­рень из 2 . Од­на­ко этой окруж­но­сти при­над­ле­жат точки (0; 2) и (2; 0), по­это­му ре­зуль­та­том в дан­ном слу­чае будет окруж­ность с цен­тром в точке (1; 1), ра­ди­у­сом  ко­рень из 2 , из ко­то­рой ис­клю­че­ны точки (0; 2) и (2; 0).

2)  Плос­ко­сти Z1Z2 и Z1Z3 пер­пен­ди­ку­ляр­ны. Тогда

 \overlineZ_1Z_2 умно­жить на \overlineZ_1Z_3=0,

x левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка y минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

 левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка y минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =2.

В дан­ном слу­чае по­лу­чим окруж­ность с цен­тром в точке (−1; 3), ра­ди­у­сом  ко­рень из 2 , из ко­то­рой ис­клю­че­ны точки (0; 2) и (−2; 4).

3)  Плос­ко­сти Z2Z3 и Z1Z3 пер­пен­ди­ку­ляр­ны. От­сю­да

 \overlineZ_2Z_3 умно­жить на \overlineZ_1Z_3=0,

 левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1 плюс дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: y, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0,

x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка y минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =8.

По­лу­ча­ем окруж­ность с цен­тром в точке (0; 2), ра­ди­у­сом 2 ко­рень из 2 , из ко­то­рой ис­клю­че­ны точки (2; 0), и (−2; 4). По­лу­чен­ные мно­же­ства изоб­ра­же­ны на ри­сун­ке.

 

Ответ: см. ри­су­нок.

 

За­ме­ча­ние. За­да­чу также можно ре­шить с по­мо­щью тео­ре­мы Пи­фа­го­ра, од­на­ко ре­ше­ние по­лу­ча­ет­ся более гро­мозд­ким.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2709

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1996 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Изоб­ра­же­ние мно­жеств ком­плекс­ных чисел на плос­ко­сти
?
Сложность: 10 из 10