№ 2715 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Углубленная программа. 28. Комплексные числа: специальные свойства
i
Спрятать решениеРешение. Пусть
Тогда на плоскости имеем три точки
Очевидно, что в любом из треx случаев
т. е. при

точки Z1, Z2, Z3 не являются вершинами треугольника. Поэтому заранее исключим точки

Рассмотрим три случая:
1) Плоскости Z1Z2 и Z2Z3 перпендикулярны. Рассмотрим скалярное произведение векторов
и
Это ненулевые векторы, исходя их условия (1). Тогда



Множеством точек, удовлетворяющих этому уравнению, является окружность с центром в точке (1; 1) и радиусом
Однако этой окружности принадлежат точки (0; 2) и (2; 0), поэтому результатом в данном случае будет окружность с центром в точке (1; 1), радиусом
из которой исключены точки (0; 2) и (2; 0).
2) Плоскости Z1Z2 и Z1Z3 перпендикулярны. Тогда



В данном случае получим окружность с центром в точке (−1; 3), радиусом
из которой исключены точки (0; 2) и (−2; 4).
3) Плоскости Z2Z3 и Z1Z3 перпендикулярны. Отсюда 



Получаем окружность с центром в точке (0; 2), радиусом
из которой исключены точки (2; 0), и (−2; 4). Полученные множества изображены на рисунке.
Ответ: см. рисунок.
Замечание. Задачу также можно решить с помощью теоремы Пифагора, однако решение получается более громоздким.
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: см. рисунок.
Задание парного варианта: 2709