
Отметьте на комплексной плоскости все точки z, для которых точки, соответствующие числам
и
являются вершинами прямоугольного треугольника.
Решение. Пусть Тогда на плоскости имеем три точки
Очевидно, что в любом из треx случаев
т. е. при
точки Z1, Z2, Z3 не являются вершинами треугольника. Поэтому заранее исключим точки
Рассмотрим три случая:
1) Плоскости Z1Z2 и Z2Z3 перпендикулярны. Рассмотрим скалярное произведение векторов и
Это ненулевые векторы, исходя их условия (1). Тогда
Множеством точек, удовлетворяющих этому уравнению, является окружность с центром в точке Однако этой окружности принадлежат точки
из которой исключены точки
2) Плоскости Z1Z2 и Z1Z3 перпендикулярны. Тогда
В данном случае получим окружность с центром в точке из которой исключены точки
3) Плоскости Z2Z3 и Z1Z3 перпендикулярны. Отсюда
Получаем окружность с центром в точке из которой исключены точки
Ответ: см. рисунок.
Замечание. Задачу также можно решить с помощью теоремы Пифагора, однако решение получается более громоздким.
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: