Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2683
i

Изоб­ра­зи­те на ком­плекс­ной плос­ко­сти все числа c, для каж­до­го из ко­то­рых среди ре­ше­ний урав­не­ния z в квад­ра­те плюс \barz=c най­дет­ся ре­ше­ние z_1 с ар­гу­мен­том  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Ар­гу­мент числа 1 плюс i равен  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , по­это­му ар­гу­мент числа z_1=a левая круг­лая скоб­ка 1 плюс i пра­вая круг­лая скоб­ка равен  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби для лю­бо­го a>0. (Пе­ре­би­рая все по­ло­жи­тель­ные числа a, мы по­лу­чим все ком­плекс­ные числа z_1 с ар­гу­мен­том  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ). Если такое число z_1 яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем ис­ход­но­го урав­не­ния с не­ко­то­рым c=x плюс iy, то, по­сколь­ку

z_1 в квад­ра­те =2a в квад­ра­те i, \bar z_1=a левая круг­лая скоб­ка 1 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка ,

по­лу­ча­ем

c=2a в квад­ра­те i плюс a левая круг­лая скоб­ка 1 минус i пра­вая круг­лая скоб­ка , x плюс iy=a плюс i левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те минус a пра­вая круг­лая скоб­ка .

От­сю­да сле­ду­ет, что

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x=a,y=2a в квад­ра­те минус a, a боль­ше 0. конец си­сте­мы .

Таким об­ра­зом, дей­стви­тель­ная и мни­мая части x и y ком­плекс­но­го числа c свя­за­ны со­от­но­ше­ни­ем

y=2x в квад­ра­те минус x, x боль­ше 0

(по­сколь­ку x=a). В итоге мы по­лу­ча­ем, что ис­ко­мое мно­же­ство чисел с на ком­плекс­ной плос­ко­сти  — это та часть па­ра­бо­лы (гра­фи­ка квад­ра­тич­ной функ­ции y=2x в квад­ра­те минус x), ко­то­рая лежит стро­го в пра­вой по­лу­плос­ко­сти (точка c=0 мно­же­ству не при­над­ле­жит). По­стро­е­ние гра­фи­ка функ­ции не вы­зы­ва­ет за­труд­не­ний (см. рис.).

 

Ответ: см. рис.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2690

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Изоб­ра­же­ние мно­жеств ком­плекс­ных чисел на плос­ко­сти
?
Сложность: 9 из 10