Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2645
i

На­пи­ши­те урав­не­ние ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x конец ар­гу­мен­та , от­се­ка­ю­щей на по­ло­жи­тель­ных на­прав­ле­ни­ях осей ко­ор­ди­нат рав­ные от­рез­ки.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Ⅰ спо­соб. Из усло­вий за­да­чи сле­ду­ет, что уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент на­кло­на ка­са­тель­ной равен -1 (см. рис.). Про­из­вод­ная функ­ции y'= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x конец ар­гу­мен­та конец дроби . Сле­до­ва­тель­но, для абс­цис­сы точки x_0 точки ка­са­ния долж­но вы­пол­нять­ся усло­вие  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та =3, от­ку­да x_0= минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Далее вы­чис­ля­ем y_0=3, и урав­не­ние ка­са­тель­ной при­ни­ма­ет вид y=3 минус левая круг­лая скоб­ка x плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но y= минус x плюс дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

 

Ⅱ спо­соб. Гра­фик функ­ции изоб­ра­жен на ри­сун­ке. Пусть точка ка­са­ния, через ко­то­рую про­хо­дит ис­ко­мая ка­са­тель­ная  — M левая круг­лая скоб­ка x_0; y_0 пра­вая круг­лая скоб­ка , x_0 мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби , y_0= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та (при x_0= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби ка­са­тель­ная имеет урав­не­ние x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби и не пе­ре­се­ка­ет ось y). Про­из­вод­ная функ­ции y'= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x конец ар­гу­мен­та конец дроби . Со­ста­вим урав­не­ние ка­са­тель­ной:

y минус y_0= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка x минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка x минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка .

По усло­вию за­да­чи ка­са­тель­ная про­хо­дит через точки N левая круг­лая скоб­ка a; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка и K левая круг­лая скоб­ка 0; a пра­вая круг­лая скоб­ка , где a боль­ше 0. Так как ко­ор­ди­на­ты точек N и K удо­вле­тво­ря­ют урав­не­нию ка­са­тель­ной, мы по­лу­ча­ем:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 0= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка a минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,a= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби левая круг­лая скоб­ка a минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка ,a минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби x_0. конец си­сте­мы .

Решим по­лу­чен­ную си­сте­му урав­не­ний, сло­жив их: a= дробь: чис­ли­тель: 3a, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та конец дроби , от­ку­да по­лу­чим со­во­куп­ность

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний a=0, ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та =3 конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 минус 6x_0 конец ар­гу­мен­та =3 рав­но­силь­но 1 минус 6x_0=9 рав­но­силь­но x_0= минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

За­ме­тим, что все пе­ре­хо­ды рав­но­силь­ны, т. к. по усло­вию x_0 мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 6 конец дроби и a боль­ше 0.

Под­ста­вив по­лу­чен­ное зна­че­ние x_0 в урав­не­ния си­сте­мы, вы­ве­дем урав­не­ние для a: 3=a плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби рав­но­силь­но a= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Таким об­ра­зом, си­сте­ма имеет един­ствен­ное ре­ше­ние x_0= минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , a= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , что оче­вид­но по гео­мет­ри­че­ским со­об­ра­же­ни­ям. При этом вы­пол­не­но усло­вие a боль­ше 0. Далее вы­чис­ля­ем y_0=3. Со­став­ле­ние урав­не­ния ка­са­тель­ной те­перь не тре­бу­ет осо­бых труд­но­стей.

 

За­ме­ча­ние 1. Для школь­ни­ка такое обос­но­ва­ние ре­ше­ния впол­не до­ста­точ­но. Сле­ду­ет от­ме­тить, од­на­ко, что с точки зре­ния ма­те­ма­ти­че­ской стро­го­сти не­об­хо­ди­мо также до­ка­зать, что най­ден­ная пря­мая дей­стви­тель­но удо­вле­тво­ря­ет усло­ви­ям за­да­чи. (Мы же лишь до­ка­за­ли так на­зы­ва­е­мую «не­об­хо­ди­мость»: среди всех пря­мых толь­ко y= минус x плюс дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби может удо­вле­тво­рять усло­ви­ям за­да­чи.)

 

За­ме­ча­ние 2. Ре­ше­ние таких задач очень по­лез­но про­ве­рять гра­фи­че­ски, про­во­дя со­от­вет­ству­ю­щую ка­са­тель­ную и ис­поль­зуя по­лу­чен­ное зна­че­ние па­ра­мет­ра a.

 

Ответ: y= минус x плюс дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2651

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции
?
Сложность: 6 из 10