Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2589
i

Какие зна­че­ния может при­ни­мать сумма чисел x и y, если |y|= левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пусть x плюс y=a. Пе­ре­пи­шем дан­ное ра­вен­ство как урав­не­ние |a минус x|= левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка , после чего пе­ре­фор­му­ли­ру­ем за­да­чу: при каких зна­че­ни­ях a урав­не­ние |a минус x|= левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка имеет хотя бы одно ре­ше­ние?

Рас­кры­вая знак мо­ду­ля в левой части урав­не­ния, за­ме­ним его объ­еди­не­ни­ем двух си­стем

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний си­сте­ма вы­ра­же­ний a минус x= левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ,2 мень­ше или равно x мень­ше или равно 4, конец си­сте­мы . си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус a= левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ,2 мень­ше или равно x мень­ше или равно 4. конец си­сте­мы . конец со­во­куп­но­сти .

рав­но­силь­ным ис­ход­но­му урав­не­нию. Ис­сле­ду­ем каж­дую из двух си­стем.

Пе­ре­пи­шем первую из них в виде

 си­сте­ма вы­ра­же­ний a= минус x в квад­ра­те плюс 7x минус 8,2 мень­ше или равно x мень­ше или равно 4. конец си­сте­мы .

Не­об­хо­ди­мое нам ис­сле­до­ва­ние за­клю­ча­ет­ся в опре­де­ле­нии мно­же­ства зна­че­ний квад­рат­но­го трех­чле­на  минус x в квад­ра­те плюс 7x минус 8 на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка 2;4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . По­сколь­ку наи­боль­шее и наи­мень­шее зна­че­ния квад­рат­но­го трех­чле­на на от­рез­ке могут до­сти­гать­ся толь­ко в его вер­ши­не (если она при­над­ле­жит от­рез­ку) или на кон­цах от­рез­ка, то до­ста­точ­но по­счи­тать зна­че­ния трех­чле­на  минус x в квад­ра­те плюс 7x минус 8 при x, рав­ных 2; 4 и 3,5 (3,5  — вер­ши­на, она лежит на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка 2;4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ) и вы­брать среди них наи­боль­шее и наи­мень­шее. Эти зна­че­ния равны: 2 при x=2; 4 при x=4 и 4,25 при x=3,5. Таким об­ра­зом, пер­вая си­сте­ма имеет ре­ше­ния при 2 мень­ше или равно a мень­ше или равно 4,25.

Ана­ло­гич­но ис­сле­ду­ем вто­рую си­сте­му, для чего пе­ре­пи­шем ее в виде

 си­сте­ма вы­ра­же­ний a=x в квад­ра­те минус 5x плюс 8,2 мень­ше или равно x мень­ше или равно 4. конец си­сте­мы .

Най­дем об­ласть из­ме­не­ния функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в квад­ра­те минус 5x плюс 8 на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка 2;4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . По­сколь­ку ветви па­ра­бо­лы (гра­фи­ка функ­ции f) на­прав­ле­ны вверх, а точка 2,5  — абс­цис­са вер­ши­ны па­ра­бо­лы  — лежит на рас­смат­ри­ва­е­мом от­рез­ке, то

 \underset левая квад­рат­ная скоб­ка 2;4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка min f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =f левая круг­лая скоб­ка 2,5 пра­вая круг­лая скоб­ка =1,75;

\underset левая квад­рат­ная скоб­ка 2;4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка max f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =max левая фи­гур­ная скоб­ка f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ;f левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая фи­гур­ная скоб­ка =f левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка =4.

Таким об­ра­зом, для вто­рой си­сте­мы a может при­ни­мать зна­че­ния из от­рез­ка  левая квад­рат­ная скоб­ка 1,75;4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Окон­ча­тель­но по­лу­ча­ем, что при всех a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 1,75;4,25 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ис­ход­ное урав­не­ние |a минус x|= левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 4 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка имеет ре­ше­ние.

 

Ответ:  левая квад­рат­ная скоб­ка целая часть: 1, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 ; целая часть: 4, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2595

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 5, ва­ри­ант 1
? Классификатор: За­да­чи с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 10 из 10