№ 2589 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Углубленная программа. 31. Задачи с параметром (без производной)
i
Какие значения может принимать сумма чисел x и y, если 
Спрятать решениеРешение. Пусть
Перепишем данное равенство как уравнение
после чего переформулируем задачу: при каких значениях a уравнение
имеет хотя бы одно решение?
Раскрывая знак модуля в левой части уравнения, заменим его объединением двух систем

равносильным исходному уравнению. Исследуем каждую из двух систем.
Перепишем первую из них в виде

Необходимое нам исследование заключается в определении множества значений квадратного трехчлена
на отрезке
Поскольку наибольшее и наименьшее значения квадратного трехчлена на отрезке могут достигаться только в его вершине (если она принадлежит отрезку) или на концах отрезка, то достаточно посчитать значения трехчлена
при x, равных 2; 4 и 3,5 (3,5 — вершина, она лежит на отрезке
) и выбрать среди них наибольшее и наименьшее. Эти значения равны: 2 при
4 при
и 4,25 при
Таким образом, первая система имеет решения при
Аналогично исследуем вторую систему, для чего перепишем ее в виде

Найдем область изменения функции
на отрезке
Поскольку ветви параболы (графика функции f) направлены вверх, а точка 2,5 — абсцисса вершины параболы — лежит на рассматриваемом отрезке, то


Таким образом, для второй системы a может принимать значения из отрезка 
Окончательно получаем, что при всех
исходное уравнение
имеет решение.
Ответ: 
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: 
Задание парного варианта: 2595