Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2505
i

Най­ди­те все общие точки гра­фи­ка функ­ции y = 3x минус x в кубе и ка­са­тель­ной, про­ве­ден­ной к этому гра­фи­ку через точку N(0; 16).

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Точка N не лежит на гра­фи­ке дан­ной функ­ции. На­пи­шем урав­не­ние ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции через ле­жа­щую на нем точку M левая круг­лая скоб­ка x_0; 3x_0 минус x_0 в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка : y = левая круг­лая скоб­ка 3 минус 3x_0 в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3x_0 минус x_0 в кубе .

Так как на этой пря­мой долж­на ле­жать точка N, то

16 = левая круг­лая скоб­ка 3 минус 3x_0 в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 0 минус x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3x_0 минус x_0 в кубе рав­но­силь­но 16 = минус 3x_0 плюс x_0 в кубе плюс 3x_0 минус x_0 в кубе рав­но­силь­но x_0 в кубе = 8 рав­но­силь­но x_0 = 2.

Через дан­ную точку про­хо­дит един­ствен­ная ка­са­тель­ная:

y = левая круг­лая скоб­ка 3 минус 3 умно­жить на 2 в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 3 умно­жить на 2 минус 2 в кубе = минус 9x плюс 16.

Рас­смот­рим урав­не­ние: 3x минус x в кубе = минус 9x плюс 16, т. е.  x в кубе минус 12x плюс 16 = 0. За­ме­тим, что x1  =  2 яв­ля­ет­ся кор­нем этого урав­не­ния. Ис­поль­зуя схему Гор­не­ра или раз­де­лив это урав­не­ние на (x − 2), най­дем x2  =  2 и x3  =  −4.

Оста­ет­ся под­ста­вить эти числа в ис­ход­ное урав­не­ние и найти точки пе­ре­се­че­ния.

 

Ответ: M(2; −2); K(−4; 52).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2511

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1992 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции
?
Сложность: 10 из 10