Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2221
i

Се­че­ни­ем пра­виль­ной четырёхуголь­ной пи­ра­ми­ды, про­хо­дя­щим через вы­со­ту пи­ра­ми­ды и апо­фе­му, яв­ля­ет­ся пра­виль­ный тре­уголь­ник со сто­ро­ной, рав­ной 2. В пи­ра­ми­ду впи­са­на пра­виль­ная четырёхуголь­ная приз­ма так, что ниж­нее ос­но­ва­ние приз­мы при­над­ле­жит ос­но­ва­нию пи­ра­ми­ды, а вер­ши­ны верх­не­го ос­но­ва­ния лежат на бо­ко­вых рёбрах. В приз­ме, име­ю­щей наи­боль­ший объём, най­ди­те от­но­ше­ние её вы­со­ты к сто­ро­не ос­но­ва­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Обо­зна­чим все ин­те­ре­су­ю­щие нас точки. Пусть в пи­ра­ми­ду SMNPQ впи­са­на приз­ма ABCDA1B1C1D1 так, что ABCD лежит в плос­ко­сти ос­но­ва­ния MNPQ, A_1 при­над­ле­жит SM, C_1 при­над­ле­жит SP. Пусть, кроме того, O  — центр ос­но­ва­ния пи­ра­ми­ды (также он центр квад­ра­та ABCD, по­сколь­ку лежит на AC и BD, ко­то­рые лежат на MP и NQ со­от­вет­ствен­но). По усло­вию MN  =  2 и SO= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , по­сколь­ку яв­ля­ет­ся вы­со­той пра­виль­но­го тре­уголь­ни­ка со сто­ро­ной 2, опи­сан­но­го в усло­вии. За­од­но можно узнать, что сто­ро­на квад­ра­та MNPQ равна 2, по­это­му MP=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та . Обо­зна­чим AB  =  2x, AA1  =  h, тогда объем приз­мы будет равен h левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =4hx в квад­ра­те . Кроме того AC= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та AB=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та x.

Рас­смот­рим се­че­ние пи­ра­ми­ды плос­ко­стью SMP. В нем будет рав­но­бед­рен­ный тре­уголь­ник SMP, в ко­то­рый впи­сан пря­мо­уголь­ник ACC1A1 со сто­ро­на­ми h и 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та x. Тре­уголь­ни­ки SOP и C1CP по­доб­ны, по­это­му  дробь: чис­ли­тель: SO, зна­ме­на­тель: C_1C конец дроби = дробь: чис­ли­тель: OP, зна­ме­на­тель: CP конец дроби ,

 дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: h конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та минус x ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та конец дроби рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та конец дроби =1 минус x рав­но­силь­но h= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка .

Зна­чит, объем приз­мы равен 4 hx в квад­ра­те =4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка . Опре­де­лим наи­мень­шее зна­че­ние этой функ­ции. Возь­мем про­из­вод­ную:

 левая круг­лая скоб­ка 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка '= левая круг­лая скоб­ка 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус x в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка '=4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 2x минус 3x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та x левая круг­лая скоб­ка 2 минус 3x пра­вая круг­лая скоб­ка ,

что по­ло­жи­тель­но при x мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и от­ри­ца­тель­но при x боль­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Зна­чит, функ­ция 4 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка воз­рас­та­ет при x мень­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , убы­ва­ет при x боль­ше дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и до­сти­га­ет наи­боль­ше­го зна­че­ния при x= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Тогда

h= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та

и  дробь: чис­ли­тель: h, зна­ме­на­тель: 2x конец дроби = дробь: чис­ли­тель: \tfrac13 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 умно­жить на \tfrac23 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2216

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1984 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Гео­мет­рия
?
Сложность: 9 из 10