Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1889
i

3.А. Дана функ­ция f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 минус x конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те .

а)  Най­ди­те об­ласть опре­де­ле­ния функ­ции f.

б)  Ре­ши­те урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x плюс 1.

в)  Най­ди­те наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции f на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1;5 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

г)  Вы­яс­ни­те, при каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =a имеет ровно одно ре­ше­ние.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Для того, чтобы функ­ция была опре­де­ле­на, нужно чтобы 25 минус x в квад­ра­те было не­от­ри­ца­тель­но, то есть  левая круг­лая скоб­ка 5 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 5 плюс x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0, от­сю­да x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 5; 5 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

б)  За­пи­шем урав­не­ние в виде  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =x плюс 1 и воз­ве­дем в квад­рат

25 минус x в квад­ра­те =x в квад­ра­те плюс 2x плюс 1  рав­но­силь­но 2x в квад­ра­те плюс 2x минус 24=0  рав­но­силь­но x в квад­ра­те плюс x минус 12=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x=3,x= минус 4. конец со­во­куп­но­сти .

Уви­дим, что вто­рой ко­рень яв­ля­ет­ся по­сто­рон­ним, т. к. x плюс 1 мень­ше 0, тогда урав­не­ние имеет один ко­рень x=3.

в)  Оче­вид­но  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та мень­ше или равно ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 конец ар­гу­мен­та =5. Зна­че­ние 5 при­ни­ма­ет­ся при x=0.

г)  За­ме­тим, что если x ко­рень урав­не­ния  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =a, то  минус x тоже его ко­рень. По­это­му един­ствен­ный ко­рень может быть толь­ко если он равен нулю. Тогда  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 минус 0 в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =a, от­ку­да a=5. Убе­дим­ся, что при таком a ко­рень дей­стви­тель­но един­ствен­ный

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 25 минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =5 рав­но­силь­но 25 минус x в квад­ра­те =25  рав­но­силь­но x в квад­ра­те =0  рав­но­силь­но x=0.

 

Ответ: а)  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 5; 5 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ; б)  левая фи­гур­ная скоб­ка 3 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; в) 5; г) a=5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1894

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1993 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 5 из 10