Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 1858
i

2.  Дана функ­ция  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = синус x.

а)  Ре­ши­те урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те .

б)  Ре­ши­те не­ра­вен­ство  f левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно левая круг­лая скоб­ка f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 3 Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

в)  Най­ди­те все пары чисел x и y, при­над­ле­жа­щие от­рез­ку  левая квад­рат­ная скоб­ка 0; Пи пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , такие, что вы­пол­ня­ют­ся усло­вия  си­сте­ма вы­ра­же­ний  новая стро­ка дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: f левая круг­лая скоб­ка 2y пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби = дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: f левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби ,  новая стро­ка f левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка f левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те .  конец си­сте­мы .

г)  Най­ди­те ко­ор­ди­на­ты всех точек гра­фи­ка функ­ции  y=f левая круг­лая скоб­ка 2x пра­вая круг­лая скоб­ка , име­ю­щих абс­цис­су из от­рез­ка  левая квад­рат­ная скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и таких, что на рас­сто­я­нии  дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби от них име­ет­ся точка гра­фи­ка функ­ции  y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка с такой же ор­ди­на­той.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

а)  Под­ста­вим и решим:

 синус 2x= синус в квад­ра­те x рав­но­силь­но 2 синус x ко­си­нус x минус синус в квад­ра­те x=0 рав­но­силь­но синус x левая круг­лая скоб­ка 2 ко­си­нус x минус синус x пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний синус x=0,2 ко­си­нус x= синус x конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний синус x=0,2\ctg x=1 конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний синус x=0,\ctg x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x= Пи k,x=\arcctg дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс Пи k,k при­над­ле­жит Z . конец со­во­куп­но­сти .

б)  Ана­ло­гич­но пунк­ту а) по­лу­чим:

 синус 2x боль­ше или равно синус в квад­ра­те x рав­но­силь­но 2 синус x ко­си­нус x минус синус в квад­ра­те x боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но синус x левая круг­лая скоб­ка 2 ко­си­нус x минус синус x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0.

Уже зная корни каж­до­го из мно­жи­те­лей, до­ста­точ­но вос­поль­зо­вать­ся ме­то­дом ин­тер­ва­лов.

в)  Вы­ве­дем си­сте­му:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний дробь: чис­ли­тель: синус 2x, зна­ме­на­тель: синус 2y конец дроби = дробь: чис­ли­тель: синус x, зна­ме­на­тель: синус y конец дроби , синус 2x= синус в квад­ра­те y. конец си­сте­мы .

Воз­мож­ны два слу­чая:

1)  Если  синус x=0. Но тогда, под­ста­вив во вто­рое урав­не­ние, по­лу­ча­ем, что  синус y=0 — но при таких зна­че­ни­ях y пер­вое урав­не­ние не опре­де­ле­но.

2)  Если  синус x не равно 0. Но тогда, со­кра­тив, по­лу­ча­ем, что  ко­си­нус y= ко­си­нус x — на дан­ном про­ме­жут­ке это вы­пол­не­но тогда и толь­ко тогда, когда x=y. Под­ста­вив во вто­рое урав­не­ние, по­лу­ча­ем ре­шен­ное выше. Ясно, что под­хо­дят лишь такие его корни, что  синус x не равно 0.

г)  Ясно, что для ре­ше­ния за­да­чи до­ста­точ­но найти все ре­ше­ния урав­не­ний  синус 2x= синус левая круг­лая скоб­ка x плюс дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка и  синус 2x= синус левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка из про­ме­жут­ка  левая квад­рат­ная скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и взять ко­ор­ди­на­ты со­от­вет­ству­ю­щих точек. Для этого най­дем все x из этого про­ме­жут­ка такие, что вы­пол­ня­ет­ся какое-либо из ра­венств:

x минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби =2 Пи k, 3x плюс дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = Пи плюс 2 Пи k,

x плюс дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби =2 Пи k, 3x минус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = Пи плюс 2 Пи k,k при­над­ле­жит Z .

Ясно, что это толь­ко числа x= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби и x= дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби .

 

Ответ:2. а)  левая фи­гур­ная скоб­ка \arcctg дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс Пи k; Пи k:k при­над­ле­жит Z пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б)  левая круг­лая скоб­ка 0; \arcctg дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ; в) x=y=\arcctg дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби г)  левая фи­гур­ная скоб­ка левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ;1 пра­вая круг­лая скоб­ка ; левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5 Пи , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1863

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1999 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Вы­чис­ле­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния в три­го­но­мет­рии, Ис­сле­до­ва­ние функ­ций, Си­сте­мы три­го­но­мет­ри­че­ских урав­не­ний, Три­го­но­мет­ри­че­ские не­ра­вен­ства, Три­го­но­мет­ри­че­ские урав­не­ния
?
Сложность: 9 из 10