Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Дана функ­ция  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс 2a в квад­ра­те ,  a при­над­ле­жит R .

а)  Пусть  a=1. Ре­ши­те урав­не­ние  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

б)  Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a такие, что мно­го­член  y=f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка де­лит­ся без остат­ка на мно­го­член  P левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в квад­ра­те минус 3x плюс 2.

в)  Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a такие, что ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции  f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка в его точке с абс­цис­сой  x_0=1 па­рал­лель­на пря­мой  y=1.

г)  Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a такие, что урав­не­ние  дробь: чис­ли­тель: f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: x минус 2 конец дроби =0 имеет ровно два раз­лич­ных ве­ще­ствен­ных корня.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пре­об­ра­зу­ем ис­ход­ную функ­цию:

f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс левая круг­лая скоб­ка a минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 2a в квад­ра­те плюс a пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс 2a в квад­ра­те =x в кубе плюс ax в квад­ра­те минус x в квад­ра­те минус 2a в квад­ра­те x минус ax плюс 2a в квад­ра­те =
=x в кубе минус x в квад­ра­те плюс ax в квад­ра­те минус ax минус 2a в квад­ра­те x плюс 2a в квад­ра­те =x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс ax левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2a в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =
= левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс ax минус 2a в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2a пра­вая круг­лая скоб­ка .

а)  При a=1 по­лу­ча­ем урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 с кор­ня­ми x=1 и x= минус 2.

б)  Раз­ло­жим мно­го­член x в квад­ра­те минус 3x плюс 2 на  левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , по­это­му нужно, чтобы у ис­ход­но­го мно­го­чле­на были такие же (или про­пор­ци­о­наль­ные, но здесь все ко­эф­фи­ци­ен­ты при x равны 1) мно­жи­те­ли.  левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка точно есть, зна­чит

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x минус a=x минус 2,x плюс 2a=x минус 2 конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний a=2,a= минус 1. конец со­во­куп­но­сти .

в)  Ка­са­тель­ная па­рал­лель­на пря­мой y=1 если она го­ри­зон­таль­на, то есть ее уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент равен нулю. Зна­чит, зна­че­ние про­из­вод­ной в точке 1 долж­но быть равно 0. Учи­ты­вая, что x=1 яв­ля­ет­ся кор­нем из­на­чаль­но­го мно­го­чле­на и кор­нем про­из­вод­ной, x=1 долж­но быть кор­нем крат­но­сти выше пер­вой, то есть либо x минус a=x минус 1a=1), либо x плюс 2a=x минус 1a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ).

От­ме­тим также, что f левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, по­это­му урав­не­ние ка­са­тель­ной будет y=0 левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 0, то есть y=0. Зна­чит, ка­са­тель­ная  — го­ри­зон­таль­ная ось и она дей­стви­тель­но па­рал­лель­на пря­мой y=1, а не сов­па­да­ет с ней.

Ответ: a=1, a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

г)  Урав­не­ние

 дробь: чис­ли­тель: левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2a пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: x минус 2 конец дроби

может иметь два корня в сле­ду­ю­щих слу­ча­ях.

Пер­вый слу­чай: урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2a пра­вая круг­лая скоб­ка =0 имеет три корня, но один из них равен 2 и по­это­му по­сто­рон­ний. Из пунк­та б мы знаем, что это про­ис­хо­дит при a=2 и a= минус 1. Не­труд­но ви­деть, что при этих a дей­стви­тель­но все корни раз­лич­ны.

Вто­рой слу­чай: урав­не­ние  левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x плюс 2a пра­вая круг­лая скоб­ка =0 имеет толь­ко два корня, то есть какие-то из чисел 1,a, минус 2a сов­па­да­ют между собой. Есть три ва­ри­ан­та

1.  a=1, тогда корни 1 и −2  — го­дит­ся.

2.  a= минус 2a рав­но­силь­но a=0, тогда корни 1 и 0  — го­дит­ся.

3.   минус 2a=1 рав­но­силь­но a= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , тогда корни 1 и  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби   — го­дит­ся.

Ответ: a при­над­ле­жит левая фи­гур­ная скоб­ка минус 1; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;0;1;2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ответ: а)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 2;1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; б)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 1;2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; в)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка ; г)  левая фи­гур­ная скоб­ка минус 1; минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ;0;1;2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 1719

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, Санкт-Пе­тер­бург, 1995 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Вы­чис­ле­ния и пре­об­ра­зо­ва­ния (кроме три­го­но­мет­рии), Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции, Ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 9 из 10