№ 4508 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Расширенная программа. 4. Производная
i
Исследуйте функцию
(Найдите область определения, множество значений, промежутки монотонности, точки экстремума, экстремумы, промежутки выпуклости, асимптоты, нули.) Постройте ее график.
Спрятать решениеРешение. 1) Функция определена при всех
При этих значениях x она дифференцируема.
2) При
Причем, если
если

3) Возьмем производную:
если
На промежутке
функция возрастает, так как для этих значений x
на промежутке
функция убывает, так как
Точка
— точка максимума.
4) Так как
— единственная точка экстремума, значение функции в этой точке, равное
— ее наибольшее значение.
5) Возьмем вторую производную:
если
На промежутке
функция имеет выпуклость, так как для этих значений x
на промежутке
функция имеет вогнутость, так как
Таким образом,
— точка перегиба. значение функции в этой точке равно
значение производной 
6) Для определения возможного существования асимптот нужно выяснить поведение функции на концах области ее определения, то есть при
и
Имеем:
то есть кривая графика функции асимптотически приближается справа к прямой
то есть кривая функции асимптотически приближается сверху к прямой 
7) На основе результатов пунктов 4 и 6 делаем вывод, что множество значений функции — промежуток 
8) График функции
изображен на рисунке.

Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Задание парного варианта: 4514