Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3959
i

Ре­ши­те урав­не­ние  синус Пи x плюс ко­си­нус Пи x=2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка \log пра­вая круг­лая скоб­ка _3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 49, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рас­смот­рим вы­ра­же­ние, сто­я­щее в левой части урав­не­ния. Для того чтобы оце­нить зна­че­ние дан­но­го три­го­но­мет­ри­че­ско­го вы­ра­же­ния, вос­поль­зу­ем­ся ме­то­дом вве­де­ния вспо­мо­га­тель­но­го ар­гу­мен­та:

 ко­рень из 2 левая круг­лая скоб­ка ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби синус Пи x плюс синус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ко­си­нус Пи x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из 2 синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи x пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но минус 1 мень­ше или равно синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 1 рав­но­силь­но минус ко­рень из 2 мень­ше или равно ко­рень из 2 синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно ко­рень из 2 .

Дан­ное вы­ра­же­ние при­ни­ма­ет свое наи­боль­шее зна­че­ние  ко­рень из 2 при  синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи x пра­вая круг­лая скоб­ка =1. Най­дем со­от­вет­ству­ю­щие зна­че­ния x:

 синус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи x пра­вая круг­лая скоб­ка =1 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс Пи x= дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 2 Пи n рав­но­силь­но x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс 2n, n при­над­ле­жит Z .

Рас­смот­рим вы­ра­же­ние, сто­я­щее в пра­вой части урав­не­ния. Ис­поль­зуя свой­ства ло­га­риф­ма, пре­об­ра­зу­ем это вы­ра­же­ние:

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 48, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби конец ар­гу­мен­та = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 конец ар­гу­мен­та =
= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

От­сю­да, по свой­ству сте­пе­ни, имеем:

2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 49, зна­ме­на­тель: 16 конец дроби конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка =2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка =
= ко­рень из 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка .

Так как ло­га­риф­ми­че­ская функ­ция с ос­но­ва­ни­ем 3 яв­ля­ет­ся воз­рас­та­ю­щей, то, зна­чит, боль­ше­му зна­че­нию ар­гу­мен­та со­от­вет­ству­ет боль­шее зна­че­ние функ­ции. От­ку­да по­лу­ча­ем сле­ду­ю­щую оцен­ку зна­че­ния вы­ра­же­ния, сто­я­ще­го в пра­вой части:

 левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 боль­ше или равно 3 рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 3=1.

Сте­пен­ная функ­ция с ос­но­ва­ни­ем  ко­рень из 2 яв­ля­ет­ся воз­рас­та­ю­щей, так как  ко­рень из 2 боль­ше 1:

 ко­рень из 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно ко­рень из 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 3 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но ко­рень из 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно ко­рень из 2 ,

при­чем ра­вен­ство до­сти­га­ет­ся при x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Срав­ни­вая зна­че­ния левой и пра­вой ча­стей урав­не­ния, при­хо­дим к вы­во­ду, что ра­вен­ство будет вер­ным толь­ко при тех зна­че­ни­ях x, при ко­то­рых зна­че­ния вы­ра­же­ний, сто­я­щих в левой и в пра­вой ча­стях, до­сти­га­ют зна­че­ния  ко­рень из 2 од­но­вре­мен­но. При x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби в пра­вой части ис­ход­но­го урав­не­ния по­лу­чим  ко­рень из 2 , как мы уже по­ка­за­ли выше. В левой части имеем:

 синус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби плюс ко­си­нус дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: ко­рень из 2 , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = ко­рень из 2 .

Итак,  ко­рень из 2 = ко­рень из 2 верно. Так как зна­че­ние  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби об­ра­ща­ет урав­не­ние в вер­ное ра­вен­ство, то оно и будет яв­лять­ся кор­нем дан­но­го урав­не­ния.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ком­мен­та­рий. Ти­пич­ной ошиб­кой при оцен­ке три­го­но­мет­ри­че­ско­го вы­ра­же­ния вида  синус a плюс ко­си­нус a яв­ля­ет­ся фор­маль­ное при­ме­не­ние свойств не­ра­венств. Пра­виль­но за­пи­сы­вая огра­ни­че­ния на зна­че­ния  синус a и  ко­си­нус a, по­лу­чим  минус 1 мень­ше или равно синус a мень­ше или равно 1 и  минус 1 мень­ше или равно ко­си­нус a мень­ше или равно 1, уча­щи­е­ся при­хо­дят к не­ра­вен­ству

 минус 2 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно 2

не­вер­но де­ла­ют вывод, что наи­боль­шее (наи­мень­шее) зна­че­ние суммы равно 2 (на −2, со­от­вет­ствен­но). На самом деле зна­че­ние, рав­ное 2, не до­сти­га­ет­ся, так как это про­ти­во­ре­чит ос­нов­но­му три­го­но­мет­ри­че­ско­му тож­де­ству  синус в квад­ра­те a плюс ко­си­нус в квад­ра­те a=1, т. е. од­но­вре­мен­но синус и ко­си­нус од­но­го и того же ар­гу­мен­та не могут до­сти­гать зна­че­ния, рав­но­го 1. Но спра­вед­ли­во не­ра­вен­ство

 минус 2 мень­ше или равно минус ко­рень из 2 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно ко­рень из 2 мень­ше или равно 2.

При­чем в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных клас­сах для ра­бо­ты над этой рас­про­стра­нен­ной ошиб­кой можно пред­ло­жить сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1)  Верно ли не­ра­вен­ство  минус 4 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно 5?

 

Ответ: верно.

Обос­но­ва­ние. Так как  минус ко­рень из 2 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно ко­рень из 2 и  минус 4 мень­ше или равно минус ко­рень из 2 , то  ко­рень из 2 мень­ше или равно 5, то по свой­ствам не­ра­венств имеем:

 минус 4 мень­ше или равно минус ко­рень из 2 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно ко­рень из 2 мень­ше или равно 5,

сле­до­ва­тель­но,  минус 4 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно 5.

2)  Можно ли, ис­поль­зуя вер­ное не­ра­вен­ство  минус 4 мень­ше или равно синус a плюс ко­си­нус a мень­ше или равно 5, сде­лать вывод, что наи­боль­шее зна­че­ние суммы си­ну­са и ко­си­ну­са од­но­го и того же ар­гу­мен­та будет равно 5?

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3965

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 2000 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: По­ка­за­тель­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Три­го­но­мет­ри­че­ские урав­не­ния , Урав­не­ния и не­ра­вен­ства сме­шан­но­го типа
?
Сложность: 6 из 10