Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3869
i

Ре­ши­те урав­не­ние  ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 плюс 3x конец ар­гу­мен­та =74 минус x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 5 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 3x в кубе минус 8x. ис­поль­зуя свой­ства мо­но­тон­ных функ­ций.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пред­по­ло­жим, что x=2  — ко­рень урав­не­ния. Под­ста­вив его, мы по­лу­чим вер­ное ра­вен­ство

 ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 плюс 3 умно­жить на 2 конец ар­гу­мен­та =74 минус 2 в сте­пе­ни 5 минус 3 умно­жить на 2 в кубе минус 8 умно­жить на 2,

сле­до­ва­тель­но, наше пред­по­ло­же­ние ис­тин­но. До­ка­жем, что дру­гих кор­ней дан­ное урав­не­ние не имеет. Рас­смот­рим функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =74 минус x в сте­пе­ни 5 минус 3x в кубе минус 8x и g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 плюс 3x конец ар­гу­мен­та . Функ­ция f(x) опре­де­ле­на и диф­фе­рен­ци­ру­е­ма на ℝ. Ис­сле­ду­ем ее на мо­но­тон­ность:

f' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 5x в сте­пе­ни 4 минус 9x в квад­ра­те минус 8.

Най­дем кри­ти­че­ские точки функ­ции, решив урав­не­ние f' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =0, по­лу­чим 5x в сте­пе­ни 4 плюс 9x в квад­ра­те плюс 8=0, где D=81 минус 160 мень­ше 0. Урав­не­ние дей­стви­тель­ных кор­ней не имеет. Зна­чит,f' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0 при любых зна­че­ни­ях x и функ­ция f(x) стро­го убы­ва­ет на ℝ. Рас­смот­рим функ­цию g(x). Она опре­де­ле­на на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка и диф­фе­рен­ци­ру­е­ма на  левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . По­лу­чим

g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 умно­жить на ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: левая круг­лая скоб­ка 10 минус 3x пра­вая круг­лая скоб­ка в кубе конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Так как g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0 при x боль­ше дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , то функ­ция g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка воз­рас­та­ет на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку функ­ция f(x) стро­го убы­ва­ет, а g(x) воз­рас­та­ет на пе­ре­се­че­нии их об­ла­стей опре­де­ле­ния, то урав­не­ние f левая круг­лая скоб­ка х пра­вая круг­лая скоб­ка = g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка имеет не боль­ше од­но­го корня, сле­до­ва­тель­но, х = 2 един­ствен­ный ко­рень дан­но­го урав­не­ния.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка 2 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3863

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1998 год, ра­бо­та 5, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Урав­не­ния и не­ра­вен­ства сме­шан­но­го типа
?
Сложность: 6 из 10