Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3599
i

При каких по­ло­жи­тель­ных зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a пло­щадь фи­гу­ры, огра­ни­чен­ной ли­ни­я­ми y=2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та , y= минус x, x=a и x=4a равна  целая часть: 16, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 6 ?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Най­дем точки пе­ре­се­че­ния линий.

1)  При y=2 ко­рень из x и y= минус x, по­лу­чим 2 ко­рень из x = минус x, т. е. x=0, то O левая круг­лая скоб­ка 0; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка ;

2)  При y=2 ко­рень из x и x=a, то M левая круг­лая скоб­ка a; 2 ко­рень из a пра­вая круг­лая скоб­ка ;

3)  При y=2 ко­рень из x и x=4a, то N левая круг­лая скоб­ка 4a; 4 ко­рень из a пра­вая круг­лая скоб­ка ;

4)  При y= минус x и x=a, то K левая круг­лая скоб­ка a; минус a пра­вая круг­лая скоб­ка ;

5)  При y= минус x и x=4a, то P левая круг­лая скоб­ка 4a; минус 4a пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

Сде­ла­ем ри­су­нок. За­ме­тим, что ис­ко­мая пло­щадь равна сумме пло­ща­дей кри­во­ли­ней­ной тра­пе­ции AMNB и тра­пе­ции АКРВ. Най­дем

 S_AKPB = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби AB умно­жить на левая круг­лая скоб­ка AK плюс BP пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби 3a левая круг­лая скоб­ка a плюс 4a пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 15 a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби

и

 S_AMNB = ин­те­грал пре­де­лы: от a до 4a, \left 2 ко­рень из x dx = \left дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби x ко­рень из x | пре­де­лы: от a до 4a, = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 4a умно­жить на 2 ко­рень из a минус a ко­рень из a пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 28, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби a ко­рень из a ,

тогда S_общая= дробь: чис­ли­тель: 15 a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс дробь: чис­ли­тель: 28, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби a ко­рень из a = целая часть: 16, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 6 . Со­ста­вим ито­го­вую си­сте­му

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 45a в квад­ра­те плюс 56a ко­рень из a =101, a боль­ше 0. конец си­сте­мы .

Един­ствен­ным ре­ше­ни­ем дан­ной си­сте­мы яв­ля­ет­ся число 1, так как левая часть 45a в квад­ра­те плюс 56a ко­рень из a урав­не­ния яв­ля­ет­ся на  левая круг­лая скоб­ка 0; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка мо­но­тон­но воз­рас­та­ю­щей функ­ци­ей, а сле­до­ва­тель­но, толь­ко в одной точке (а имен­но, в точке a=1 пра­вая круг­лая скоб­ка равна 101.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка 1 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

За­ме­ча­ние. К со­жа­ле­нию, в ра­бо­тах, на­прав­лен­ных в школы, усло­вие со­дер­жа­ло опе­чат­ку: вме­сто x=a, x =4a, было ука­за­но y=a, y=4a. В этом слу­чае за­да­ча не ре­ша­ет­ся. Если ре­шать за­да­чу, ис­хо­дя из при­слан­но­го на эк­за­ме­ны усло­вия  левая круг­лая скоб­ка ... y=a, y=4a ... пра­вая круг­лая скоб­ка , то точки пе­ре­се­че­ния линий (рис. а)

Q левая круг­лая скоб­ка минус 4a; 4a пра­вая круг­лая скоб­ка , P левая круг­лая скоб­ка минус a; a пра­вая круг­лая скоб­ка , M левая круг­лая скоб­ка 4a в квад­ра­те ; 4a пра­вая круг­лая скоб­ка , N левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; a пра­вая круг­лая скоб­ка .

Ис­ко­мая пло­щадь на­хо­дит­ся как сумма пло­ща­дей тра­пе­ции PQAB, так

 S_PQAB = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби умно­жить на 3a левая круг­лая скоб­ка a плюс 4a пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 15a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Пло­щадь этой фи­гу­ры может быть най­де­на как пло­щадь кри­во­ли­ней­ной тра­пе­ции при рас­смот­ре­нии об­рат­ной функ­ции y= дробь: чис­ли­тель: x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби (рис. б). По­лу­ча­ем:

S = ин­те­грал пре­де­лы: от a до 4a, дробь: чис­ли­тель: x в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 4 конец дроби dx = \left дробь: чис­ли­тель: x в кубе , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби | пре­де­лы: от a до 4a, = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 12 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 64a в кубе минус a в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 63 a в кубе , зна­ме­на­тель: 12 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a в кубе ,

тогда  дробь: чис­ли­тель: 21, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби a в кубе плюс дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби a в квад­ра­те = целая часть: 16, дроб­ная часть: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 6 , от­ку­да по­лу­ча­ем 63a в кубе плюс 90a в квад­ра­те =202. Дан­ное урав­не­ние школь­ник ре­шить не смо­жет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3605

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 5, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ин­те­грал, вы­чис­ле­ние пло­ща­дей
?
Сложность: 6 из 10