Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3509
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра b урав­не­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс b конец ар­гу­мен­та =x плюс 3 имеет един­ствен­ное ре­ше­ние?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Решим за­да­чу двумя спо­со­ба­ми.

Ⅰ  спо­соб. Дан­ное урав­не­ние

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс b конец ар­гу­мен­та =x плюс 3 \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

рав­но­силь­но си­сте­ме

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x плюс b=x в квад­ра­те плюс 6x плюс 9,x плюс 3 боль­ше или равно 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те плюс 5x плюс 9 минус b=0,x боль­ше или равно минус 3. конец си­сте­мы .

Урав­не­ние

x в квад­ра­те плюс 5x плюс 9 минус b=0 \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

имеет корни, если его дис­кри­ми­нант не­от­ри­ца­те­лен, тогда D=25 минус 36 плюс 4b=4b минус 11. При b мень­ше дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби урав­не­ние (2), а зна­чит, и урав­не­ние (1) не имеет кор­ней. При b= дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби урав­не­ние (2) имеет един­ствен­ный ко­рень x= минус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , ко­то­рый удо­вле­тво­ря­ет си­сте­ме, а зна­чит, и урав­не­нию (1). При b боль­ше дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби урав­не­ние (2) имеет два корня. Нас устро­ит толь­ко тот слу­чай, когда один из этих кор­ней x_1 боль­ше или равно минус 3, а дру­гой x_2 мень­ше минус 3. Дру­ги­ми сло­ва­ми, либо число −3 лежит между кор­ня­ми, либо x_1= минус 3, а x_2 мень­ше минус 3.

В слу­чае, если x_2 мень­ше минус 3 мень­ше x_1, зна­че­ние квад­рат­но­го трех­чле­на x в квад­ра­те плюс 5x плюс 9 минус b в точке x= минус 3 от­ри­ца­тель­но (по­сколь­ку ветви со­от­вет­ству­ю­щей па­ра­бо­лы при любом b на­прав­ле­ны вверх), т. е. 9 минус 15 минус b мень­ше 0, тогда b боль­ше 3. В слу­чае, если x= минус 3, по­лу­чим b=3, т. е. x в квад­ра­те плюс 5x плюс 6=0, где кор­ня­ми урав­не­ния яв­ля­ют­ся x_1= минус 3 и x_2= минус 2, оба этих ре­ше­ния удо­вле­тво­ря­ют си­сте­ме, зна­чит, урав­не­ние (1) имеет два корня, и этот слу­чай не под­хо­дит.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка 3; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ⅱ  спо­соб. Урав­не­ние (1) может быть рас­смот­ре­но как ра­вен­ство зна­че­ний двух функ­ций y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 6 конец ар­гу­мен­та и y=x плюс 3. Гра­фик функ­ции y=x плюс 3 пря­мая (см. рис.). Гра­фик функ­ции y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс b конец ар­гу­мен­та   — это ветвь па­ра­бо­лы x=y в квад­ра­те минус b с вер­ши­ной на оси Ox x= минус b. Если вер­ши­на па­ра­бо­лы лежит левее точки A левая круг­лая скоб­ка минус 3; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка , т. е. b боль­ше 3, то точка пе­ре­се­че­ния всего одна; если вер­ши­на на­хо­дит­ся в точке A левая круг­лая скоб­ка b=3 пра­вая круг­лая скоб­ка , то име­ет­ся две точки пе­ре­се­че­ния (см. рис.).

Далее, при умень­ше­нии зна­че­ний па­ра­мет­ра b точек пе­ре­се­че­ния будет две до тех пор, пока пря­мая y=x плюс 3 не ста­нет ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс b конец ар­гу­мен­та . Уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент на­кло­на пря­мой равен 1, т. е. для абс­цис­сы x_0 точки ка­са­ния не­об­хо­ди­мо y' левая круг­лая скоб­ка x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка =1, тогда

 дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x_0 плюс b конец ар­гу­мен­та конец дроби =1 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x_0 плюс b конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби рав­но­силь­но x_0 плюс b= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби рав­но­силь­но x_0= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби минус b.

Эта точка долж­на ле­жать и на пря­мой, и на ветви па­ра­бо­лы, т. е.

 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби минус b плюс b конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби минус b плюс 3 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби минус b плюс 3 рав­но­силь­но b= дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

При b= дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби точка пе­ре­се­че­ния также един­ствен­на. Далее, при b мень­ше дробь: чис­ли­тель: 11, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби точек пе­ре­се­че­ния гра­фи­ков не будет.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3503

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1994 год, ра­бо­та 7, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10