Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3503
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a урав­не­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та =x плюс a имеет един­ствен­ное ре­ше­ние?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Решим за­да­чу двумя спо­со­ба­ми.

Ⅰ  спо­соб. Вос­поль­зу­ем­ся под­ста­нов­кой  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та =t, где, оче­вид­но, t боль­ше или равно 0. От­сю­да x=t в квад­ра­те минус 1. Таким об­ра­зом, ис­ход­ное урав­не­ние имеет один ко­рень при тех и толь­ко тех зна­че­ни­ях а, при ко­то­рых урав­не­ние t=t в квад­ра­те минус 1 плюс a имеет один не­от­ри­ца­тель­ный ко­рень. Квад­рат­ное урав­не­ние

t в квад­ра­те минус t плюс a минус 1=0 \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

имеет дис­кри­ми­нант D=1 минус 4a плюс 4=5 минус 4a. Если D=0, т. е. a= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , то урав­не­ние (1) имеет один ко­рень t= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , ко­то­рый по­ло­жи­те­лен, а сле­до­ва­тель­но, ис­ход­ное урав­не­ние при a= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби имеет один ко­рень. Если D боль­ше 0, т. е. a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби , то урав­не­ние (1) имеет два корня. Если при этом a минус 1 мень­ше 0, то эти корни раз­ных зна­ков, т. е. из них толь­ко один по­ло­жи­тель­ный. Таким об­ра­зом, при a мень­ше 1 урав­не­ние (1) имеет один по­ло­жи­тель­ный ко­рень, зна­чит, и ис­ход­ное урав­не­ние имеет один ко­рень. При a=1 урав­не­ние (1) имеет два корня t_1=0 и t_2=1, т. е. и ис­ход­ное урав­не­ние имеет два корня.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ;1 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

Ⅱ  спо­соб. Пред­ста­вим ис­ход­ное урав­не­ние в виде a= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та минус x и рас­смот­рим функ­цию a левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та минус x, у ко­то­рой D левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка = левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . Ис­ход­ное урав­не­ние имеет один ко­рень при тех зна­че­ни­ях а, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют зна­че­ни­ям функ­ции а (x), при­ни­ма­е­мым ровно один раз. Най­дем про­из­вод­ную

a' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та конец дроби минус 1= дробь: чис­ли­тель: 1 минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 1 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

Кри­ти­че­ская точка функ­ции a левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка это x= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби . Далее, a' левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0 и a' левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 8, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0. От­сю­да сле­ду­ет (см. рис.), что на про­ме­жут­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 1; минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка функ­ция a(x) воз­рас­та­ет, а на про­ме­жут­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка функ­ция a(x) убы­ва­ет. Далее, a левая круг­лая скоб­ка минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =1, a левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби и a левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =1. Таким об­ра­зом, при a= дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби и при a мень­ше 1 ис­ход­ное урав­не­ние имеет ровно одно ре­ше­ние (см. рис.).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3509

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1994 год, ра­бо­та 7, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10