Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3389
i

Для каж­до­го b най­ди­те все ре­ше­ния не­ра­вен­ства  левая круг­лая скоб­ка 5 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус b конец ар­гу­мен­та мень­ше или равно 0.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

При­ве­дем ре­ше­ние, от­ли­ча­ю­ще­е­ся от рас­смот­рен­ных в ана­ло­гич­ной за­да­че Ⅰ ва­ри­ан­та. Будем ис­кать ре­ше­ния ис­ход­но­го не­ра­вен­ства как объ­еди­не­ние ре­ше­ний урав­не­ния

 левая круг­лая скоб­ка 5 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус b конец ар­гу­мен­та =0 \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

и стро­го­го не­ра­вен­ства

 левая круг­лая скоб­ка 5 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус b конец ар­гу­мен­та мень­ше 0. \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

Для урав­не­ния имеем: про­из­ве­де­ние двух мно­жи­те­лей равно нулю, если один из них равен нулю, а дру­гой при этом су­ще­ству­ет, т. е. если

 со­во­куп­ность вы­ра­же­ний си­сте­ма вы­ра­же­ний 5 минус x=0,x боль­ше или равно b, конец си­сте­мы . x=b конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний си­сте­ма вы­ра­же­ний x=5,b мень­ше или равно 5, конец си­сте­мы . x=b конец со­во­куп­но­сти . рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x=5 и x=b при b мень­ше или равно 5, x=b приb боль­ше 5. конец со­во­куп­но­сти .

По­след­нее усло­вие будет смот­реть­ся есте­ствен­ней в таком виде: x=5 и x=b при b мень­ше 5; x=b при b боль­ше или равно 5. Для не­ра­вен­ства (2) за­пи­шем рав­но­силь­ную ему си­сте­му:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x минус b боль­ше 0,5 минус x мень­ше 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x боль­ше b,x боль­ше 5. конец си­сте­мы .

Три воз­мож­ные си­ту­а­ции от­ра­же­ны на ри­сун­ке: x боль­ше 5 при b мень­ше или равно 5 и x боль­ше b при b боль­ше 5.

b мень­ше 5

b=5

b боль­ше 5

Объ­еди­няя ре­ше­ния урав­не­ния (1) и не­ра­вен­ства (2), по­лу­чим: при b мень­ше 5, имеем x=5, x=b и x боль­ше 5, т. е. x=b и x боль­ше или равно 5; при b=5, имеем x=5 и x боль­ше 5, т. е. x боль­ше или равно 5; при b боль­ше 5, имеем x=b и x боль­ше b, т. е. x боль­ше или равно b. За­ме­тим, что слу­чаи b=5 и b боль­ше 5 могут быть, объ­еди­не­ны.

 

Ответ: x=b и x боль­ше или равно 5 при b мень­ше 5; x боль­ше или равно b при b боль­ше или равно 5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3383

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 8, ва­ри­ант 2
? Классификатор: За­да­чи с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10