Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3383
i

Дал каж­дою a най­ди­те все ре­ше­ния не­ра­вен­ства  левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Вы­де­лим три слу­чая.

1)  При a=2. В этом слу­чае не­ра­вен­ство можно пе­ре­пи­сать в виде  левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0. Его ре­ше­ни­я­ми будут все x из про­ме­жут­ка  левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

2)  При a мень­ше 2. По­сколь­ку левая часть ис­ход­но­го не­ра­вен­ства опре­де­ле­на при x боль­ше или равно 2, а при таких а вы­ра­же­ние x минус a при­ни­ма­ет по­ло­жи­тель­ные зна­че­ния, а вы­ра­же­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та   — не­от­ри­ца­тель­ные, то все x боль­ше или равно 2 и толь­ко они будут ре­ше­ни­я­ми ис­ход­но­го не­ра­вен­ства.

3)  При a боль­ше 2. Опре­де­лим все зна­че­ния x, при ко­то­рых левая часть ис­ход­но­го не­ра­вен­ства об­ра­ща­ет­ся в ноль. Таких чисел два: a и 2. Най­дем те­перь ре­ше­ния не­ра­вен­ства  левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та боль­ше 0. Его левая часть опре­де­ле­на при x боль­ше или равно 2; число 2 не яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем не­ра­вен­ства, а при x боль­ше 2, по­лу­чим  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та боль­ше 0. Не­ра­вен­ство све­лось к ли­ней­но­му: x минус a боль­ше 0, ре­ше­ния ко­то­ро­го x боль­ше a.

Объ­еди­няя ре­ше­ния урав­не­ния и стро­го­го не­ра­вен­ства, по­лу­чим x=2 и x боль­ше или равно a.

За­пи­шем ответ, пред­ва­ри­тель­но за­ме­тив, что ре­зуль­та­ты, по­лу­чен­ные в пер­вом и вто­ром слу­ча­ях, можно объ­еди­нить.

 

Ответ: x боль­ше или равно 2 при a мень­ше или равно 2; x=2 и x боль­ше или равно a при a боль­ше 2.

 

За­ме­ча­ние. При­ве­ден­ный спо­соб да­ле­ко не един­ствен­ный, при­год­ный для ре­ше­ния пред­ло­жен­ной за­да­чи. По­ка­жем еще один, от­ме­тив два мо­мен­та:

1)  левая часть не­ра­вен­ства опре­де­ле­на при x боль­ше или равно 2;

2)  вы­ра­же­ния  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x минус 2 конец ар­гу­мен­та и x минус 2 при x боль­ше или равно 2 од­но­вре­мен­но по­ло­жи­тель­ны либо од­но­вре­мен­но равны нулю.

Таким об­ра­зом, ис­ход­ное не­ра­вен­ство рав­но­силь­но си­сте­ме

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x боль­ше или равно 2, левая круг­лая скоб­ка x минус a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше или равно 0. конец си­сте­мы .

В за­ви­си­мо­сти от a вто­рое не­ра­вен­ство имеет ре­ше­ния:  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; a пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка при a мень­ше 2 (рис. а);  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка при a=2 (рис. б);  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка a; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка при a боль­ше 2 (рис. в). Оста­ет­ся в каж­дом из трех слу­ча­ев рас­смот­реть пе­ре­се­че­ние по­лу­чен­но­го мно­же­ства и ре­ше­ния не­ра­вен­ства x боль­ше или равно 2, т. е. мно­же­ства  левая квад­рат­ная скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

 

а)

б)

в)

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3389

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 8, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Не­ра­вен­ства с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10