
Дал каждою a найдите все решения неравенства
Решение. Выделим три случая.
1) При В этом случае неравенство можно переписать в виде
Его решениями будут все x из промежутка
2) При Поскольку левая часть исходного неравенства определена при
а при таких а выражение
принимает положительные значения, а выражение
—
и только они будут решениями исходного неравенства.
3) При Определим все значения x, при которых левая часть исходного неравенства обращается в ноль. Таких чисел два: a и 2. Найдем теперь решения неравенства
Его левая часть определена при
число 2 не является решением неравенства, а при
получим
Неравенство свелось к линейному:
решения которого
Объединяя решения уравнения и строгого неравенства, получим и
Запишем ответ, предварительно заметив, что результаты, полученные в первом и втором случаях, можно объединить.
Ответ: при
и
при
Замечание. Приведенный способ далеко не единственный, пригодный для решения предложенной задачи. Покажем еще один, отметив два момента:
1) левая часть неравенства определена при
2) выражения и
при
одновременно положительны либо одновременно равны нулю.
Таким образом, исходное неравенство равносильно системе
В зависимости от a второе неравенство имеет решения: при
(рис. а);
при
(рис. б);
при
(рис. в). Остается в каждом из трех случаев рассмотреть пересечение полученного множества и решения неравенства
т. е. множества
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: