Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3359
i

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний  си­сте­ма вы­ра­же­ний x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию y x пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из y , ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: xy плюс y, зна­ме­на­тель: x конец дроби =1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 4x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка . конец си­сте­мы .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Про­ло­га­риф­ми­ру­ем обе части пер­во­го урав­не­ния по ос­но­ва­нию y. Это не при­ве­дет к по­те­ре ре­ше­ний, по­сколь­ку пе­ре­мен­ная y уже при­сут­ству­ет в си­сте­ме в ка­че­стве ос­но­ва­ния ло­га­риф­ма. По­лу­чим  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию y x пра­вая круг­лая скоб­ка умно­жить на ло­га­рифм по ос­но­ва­нию y x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби   — квад­рат­ное урав­не­ние от­но­си­тель­но  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию y x. Его кор­ня­ми яв­ля­ют­ся числа −1 и  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Пусть  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию y x= минус 1. Тогда x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: y конец дроби , при­чем y боль­ше 0 и y не равно 1. В этом слу­чае x боль­ше 0 и x не равно 1. Под­ста­вив  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x конец дроби вме­сто y во вто­рое урав­не­ние, по­лу­чим

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: x плюс 1, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби =1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 4x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 4x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби =3 плюс 4x в квад­ра­те , \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

при усло­ви­ях: x плюс 1 боль­ше 0 и x плюс 1 не равно 1  — из вто­ро­го урав­не­ния ис­ход­ной си­сте­мы и x боль­ше 0 и x не равно 1  — из пер­во­го урав­не­ния си­сте­мы. Урав­не­ние (1) сво­дит­ся к би­квад­рат­но­му 4x в сте­пе­ни 4 плюс 3x в квад­ра­те минус 1=0, корни ко­то­ро­го x_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и x_2= минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . От­ме­чен­ным выше огра­ни­че­ни­ям удо­вле­тво­ря­ет x_1= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , при x_2 мень­ше 0. Таким об­ра­зом, най­де­на одна пара, удо­вле­тво­ря­ю­щая си­сте­ме: x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и y=2. Пусть  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию y x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . Тогда x= ко­рень из y или y=x в квад­ра­те , где x боль­ше 0 и x не равно 1, при этом ав­то­ма­ти­че­ски y боль­ше 0. Под­став­ляя y=x в квад­ра­те во вто­рое урав­не­ние си­сте­мы, по­лу­чим

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка =1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 4x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 4x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка .

След­стви­ем по­след­не­го урав­не­нии яв­ля­ет­ся квад­рат­ное урав­не­ние 4x в квад­ра­те минус x плюс 3=0, не име­ю­щее кор­ней, по­это­му и само урав­не­ние  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка x= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию левая круг­лая скоб­ка x плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3 плюс 4x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка не имеет кор­ней. Таким об­ра­зом, пара  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка   — един­ствен­ное ре­ше­ние ис­ход­ной си­сте­мы урав­не­ний.

 

Ответ: x= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби и y=2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3365

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 6, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Сме­шан­ные си­сте­мы
?
Сложность: 6 из 10