Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3365
i

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний  си­сте­ма вы­ра­же­ний y в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 1 минус 0,2 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x y пра­вая круг­лая скоб­ка =x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка ,2 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 3y, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4. конец си­сте­мы .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Ло­га­риф­ми­руя обе части пер­во­го урав­не­ния по ос­но­ва­нию x, по­лу­чим

 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x y левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x y пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x в квад­ра­те y минус 5 ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x y плюс 4=0 рав­но­силь­но  со­во­куп­ность вы­ра­же­ний ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x y=1, ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x y=4. конец со­во­куп­но­сти .

От­сю­да сле­ду­ет, что y=x или y=x в сте­пе­ни 4 при усло­вии x боль­ше 0 и x не равно 1. Учи­ты­вая по­след­ние ра­вен­ства, под­ста­вим во вто­рое урав­не­ние си­сте­мы вме­сто y сна­ча­ла x, а потом x4. По­лу­чим две си­сте­мы:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний y=x,2 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4, конец си­сте­мы .

 си­сте­ма вы­ра­же­ний y=x в сте­пе­ни 4 ,2 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка 1 минус 3x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4. конец си­сте­мы .

Ре­ша­ем вто­рое урав­не­ние пер­вой си­сте­мы

2 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4 рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 1 минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: x конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те минус 3x пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4 рав­но­силь­но x в квад­ра­те минус 3x=4 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x_1=4,x_2= минус 1. конец со­во­куп­но­сти .

Но по­сколь­ку x боль­ше 0 и x не равно 0, ко­рень x2  — по­сто­рон­ний. Пара x=4 и y=4 яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем ис­ход­ной си­сте­мы. Для вто­ро­го урав­не­ния вто­рой си­сте­мы 2 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка 1 минус 3x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4 имеем:  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 1 минус 3x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x 4, от­ку­да сле­ду­ет 3x в сте­пе­ни 4 минус x в квад­ра­те плюс 4=0. По­след­нее урав­не­ние, а вме­сте с ним и вто­рая си­сте­ма, ре­ше­ний не имеет.

 

Ответ: x=4 и y=4.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3359

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 6, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Сме­шан­ные си­сте­мы
?
Сложность: 6 из 10