Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3335
i

Най­ди­те все зна­че­ния t, такие, что функ­ция y=2x в кубе минус 3x в квад­ра­те плюс 7 воз­рас­та­ет на ин­тер­ва­ле  левая круг­лая скоб­ка t минус 1; t плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Опре­де­лим про­ме­жут­ки воз­рас­та­ния дан­ной функ­ции. Она диф­фе­рен­ци­ру­е­ма на ℝ, ее про­из­вод­ная при­мет вид y'=6x левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , тогда y' боль­ше 0 при x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . По­сколь­ку за­дан­ная функ­ция не­пре­рыв­на в точ­ках 0 и 1, то эти точки также сле­ду­ет вклю­чить в про­ме­жут­ки воз­рас­та­ния. Итак, их два:  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; 0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка и  левая квад­рат­ная скоб­ка 1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . Ин­тер­вал  левая круг­лая скоб­ка t минус 1; t плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка дол­жен це­ли­ком со­дер­жать­ся в каком-ни­будь из этих про­ме­жут­ков.

Каж­дое из чисел от t минус 1 до t плюс 1 мень­ше либо равно нулю, когда t плюс 1 мень­ше или равно 0, т. е. когда t мень­ше или равно минус 1. Каж­дое из чисел от t минус 1 до t плюс 1 боль­ше либо равно еди­ни­це, когда t минус 1 боль­ше или равно 1, т. е. когда t боль­ше или равно 2.

 

Ответ: t мень­ше или равно минус 1 или t боль­ше или равно 2.

 

За­ме­ча­ние. За­клю­чи­тель­ный этап ре­ше­ния за­да­чи можно про­ве­сти при по­мо­щи рас­суж­де­ний, апел­ли­ру­ю­щих к на­гляд­ным пред­став­ле­ни­ям. С гео­мет­ри­че­ской точки зре­ния си­ту­а­ция вы­гля­дит так: име­ет­ся от­ре­зок длины 2 (счи­та­ем, что в дан­ном слу­чае концы не при­над­ле­жат от­рез­ку), для ко­то­ро­го нужно найти такие все­воз­мож­ные по­ло­же­ния на чис­ло­вой пря­мой, чтобы от­ре­зок це­ли­ком при­над­ле­жал од­но­му из двух ее лучей  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; 0 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка или  левая квад­рат­ная скоб­ка 1; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка . Это до­сти­га­ет­ся в двух слу­ча­ях: когда пра­вый конец от­рез­ка лежит левее либо сов­па­да­ет с на­ча­лом луча, на­прав­лен­но­го влево  левая круг­лая скоб­ка t плюс 1 мень­ше или равно 0 пра­вая круг­лая скоб­ка , или когда левый конец от­рез­ка лежит пра­вее либо сов­па­да­ет с на­ча­лом луча, на­прав­лен­но­го впра­во  левая круг­лая скоб­ка t минус 1 боль­ше или равно 1 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3341

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: За­да­чи с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10