Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3291
i

Най­ди­те все зна­че­ния х, при ко­то­рых вы­ра­же­ние  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 минус 2x минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та умно­жить на \ctg левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка имеет смысл и не об­ра­ща­ет­ся в нуль.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Вы­ра­же­ние имеет смысл, если

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 3 минус 2x минус x в квад­ра­те боль­ше или равно 0, дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби x в квад­ра­те не равно Пи n конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x в квад­ра­те плюс 2x минус 3 мень­ше или равно 0,x в квад­ра­те не равно 3n, конец си­сте­мы .

где n  — целые числа. Квад­рат­ное не­ра­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся при x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Най­дем все целые зна­че­ния n, для ко­то­рых су­ще­ству­ют такие зна­че­ния x, что x в квад­ра­те =3n и  минус 3 мень­ше или равно x мень­ше или равно 1, т. е. x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Если n мень­ше 0, то таких зна­че­ний х не су­ще­ству­ет. Если n=0, то x=0. Если n=1, то по­лу­ча­ем два зна­че­ния x, при­чем x_1= ко­рень из 3 не лежит на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , а x_2= минус ко­рень из 3 лежит на дан­ном от­рез­ке. Если n=2, то x_1= ко­рень из 6 не лежит на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , а x_2= минус ко­рень из 6 лежит на этом от­рез­ке. Если n=3, то x_1=3 не лежит на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , а x_2= минус 3 при­над­ле­жит этому от­рез­ку. Если n боль­ше 3, то на рас­смат­ри­ва­е­мом от­рез­ке не лежит ни один из кор­ней урав­не­ния x в квад­ра­те =3n. Таким об­ра­зом, ис­ход­ное вы­ра­же­ние имеет смысл при x при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , ис­клю­чая зна­че­ния х, рав­ные 0, минус ко­рень из 3 , минус ко­рень из 6 , минус 3.

Дан­ное вы­ра­же­ние об­ра­ща­ет­ся в нуль, когда хотя бы один из мно­жи­те­лей равен нулю, а дру­гой при этом имеет смысл  ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 минус 2x минус x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та =0 при x= минус 3 или при x=1, тогда

\ctg левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби умно­жить на x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: Пи , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс Пи n рав­но­силь­но x в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс 3n,

где n  — целые числа. Ру­ко­вод­ству­ясь по­след­ним ра­вен­ством, вы­бе­рем те зна­че­ния x, ко­то­рые при­над­ле­жат про­ме­жут­ку  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 3; 1 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Если n=0, то x= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та . Если n=1, то x= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та . Если n=2, то x= минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та . При n мень­ше 0 и n боль­ше 2 ре­ше­ний, удо­вле­тво­ря­ю­щих не­ра­вен­ству  минус 3 мень­ше или равно x мень­ше или равно 1, нет.

 

Ответ: вы­ра­же­ние имеет смысл и не об­ра­ща­ет­ся в нуль при всех x при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус 3; 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , за ис­клю­че­ни­ем мно­же­ства точек  левая фи­гур­ная скоб­ка 0; минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та ; минус ко­рень из 3 ; минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та ; минус ко­рень из 6 ; минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 15, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби конец ар­гу­мен­та пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3285

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1992 год, ра­бо­та 10, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ис­сле­до­ва­ние функ­ций
?
Сложность: 4 из 10