№ 3291 

Выпускные экзамены по математике для школ России. Базовая программа. 14. Комбинированные уравнения, неравенства, системы
i
Найдите все значения х, при которых выражение
имеет смысл и не обращается в нуль.
Спрятать решениеРешение. Выражение имеет смысл, если

где n — целые числа. Квадратное неравенство выполняется при
Найдем все целые значения n, для которых существуют такие значения x, что
и
т. е.
Если
то таких значений х не существует. Если
то
Если
то получаем два значения x, причем
не лежит на отрезке
а
лежит на данном отрезке. Если
то
не лежит на отрезке
а
лежит на этом отрезке. Если
то
не лежит на отрезке
а
принадлежит этому отрезку. Если
то на рассматриваемом отрезке не лежит ни один из корней уравнения
Таким образом, исходное выражение имеет смысл при
исключая значения х, равные 
Данное выражение обращается в нуль, когда хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом имеет смысл
при
или при
тогда

где n — целые числа. Руководствуясь последним равенством, выберем те значения x, которые принадлежат промежутку
Если
то
Если
то
Если
то
При
и
решений, удовлетворяющих неравенству
нет.
Ответ: выражение имеет смысл и не обращается в нуль при всех
за исключением множества точек 
Спрятать критерииКритерии проверки:| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. |
Ответ: выражение имеет смысл и не обращается в нуль при всех

за исключением множества точек

Задание парного варианта: 3285