Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3287
i

При каких зна­че­ни­ях a урав­не­ние x плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: x конец дроби =a не имеет кор­ней?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пре­жде всего за­ме­тим, что x=0 не яв­ля­ет­ся кор­нем урав­не­ния. До­мно­жив обе части урав­не­ния на x, по­лу­чим квад­рат­ное урав­не­ние x в квад­ра­те плюс ax плюс 4=0, ко­то­рое не имеет кор­ней, когда его дис­кри­ми­нант D=a в квад­ра­те минус 16 от­ри­ца­те­лен. Таким об­ра­зом, за­да­ча сво­дит­ся к не­ра­вен­ству a в квад­ра­те минус 16 мень­ше 0, ко­то­рое вы­пол­ня­ет­ся при  минус 4 мень­ше a мень­ше 4.

 

Ответ: при  минус 4 мень­ше a мень­ше 4.

 

За­ме­ча­ние. Дру­гое ре­ше­ние со­сто­ит в ис­сле­до­ва­нии функ­ции y=x плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: x конец дроби . Най­дем ее про­из­вод­ную y'=1 минус дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: x в квад­ра­те конец дроби и опре­де­лим знаки про­из­вод­ной в про­ме­жут­ках зна­ко­по­сто­ян­ства (см. рис.). В точке x= минус 2 ис­сле­ду­е­мая функ­ция до­сти­га­ет мак­си­маль­но­го зна­че­ния, а в точке x=2  — ми­ни­маль­но­го, y левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 4 и y левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =4. В то же время ясно, что при xarrow минус бес­ко­неч­ность и yarrow минус бес­ко­неч­ность , а при xarrow плюс бес­ко­неч­ность и yarrow плюс бес­ко­неч­ность . Зна­чит, мно­же­ство зна­че­ний функ­ции пред­став­ля­ет собой объ­еди­не­ние про­ме­жут­ков  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 4 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка \cup левая квад­рат­ная скоб­ка 4; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Таким об­ра­зом, урав­не­ние x плюс дробь: чис­ли­тель: 4, зна­ме­на­тель: x конец дроби =a не имеет ре­ше­ний при всех a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус 4; 4 пра­вая круг­лая скоб­ка . Для дан­но­го слу­чая такое ре­ше­ние более гро­мозд­ко и тре­бу­ет тон­ких по­яс­не­ний, по ко­то­рым можно было бы су­дить, что че­ло­век пред­став­ля­ет себе очень хо­ро­шо рас­по­ло­же­ние гра­фи­ка функ­ции. Од­на­ко за при­ве­ден­ное ре­ше­ние (даже при от­сут­ствии более по­дроб­ных по­яс­не­ний) оцен­ка сни­же­на быть не может. В идей­ном плане вто­рое ре­ше­ние бо­га­че, так как в нем пред­ло­жен общий метод от­ве­та на во­про­сы, ана­ло­гич­ные за­да­нию 6.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3293

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ба­зо­вые клас­сы, РФ, 1992 год, ра­бо­та 10, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 6 из 10