Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 3018
i

Най­ди­те все зна­че­ния ве­ще­ствен­но­го па­ра­мет­ра t, при ко­то­рых си­сте­ма  си­сте­ма вы­ра­же­ний 	 2i левая круг­лая скоб­ка z плюс \barz пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =z минус \barz, 	 |z минус it|= дробь: чис­ли­тель: t в кубе , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби конец си­сте­мы . имеет ровно три ре­ше­ния.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Ре­ше­ние. За­ме­тим, что при t мень­ше 0 си­сте­ма ре­ше­ний не имеет, а при t=0 имеет един­ствен­ное ре­ше­ние z=0. Оста­ет­ся рас­смот­реть слу­чай t боль­ше 0. Пусть z=x плюс yi, где x, y  — ве­ще­ствен­ные числа, тогда \barz=x минус yi и из пер­во­го урав­не­ния си­сте­мы по­лу­ча­ем 2i умно­жить на 4x в квад­ра­те =2yi рав­но­силь­но y=4x в квад­ра­те , от­ку­да z=x плюс 4x в квад­ра­те i. Под­став­ляя z=x плюс 4x в квад­ра­те i во вто­рое урав­не­ние си­сте­мы, имеем

|x плюс 4x в квад­ра­те i минус it|= дробь: чис­ли­тель: t в кубе , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби рав­но­силь­но |x плюс левая круг­лая скоб­ка 4x в квад­ра­те минус t пра­вая круг­лая скоб­ка i|= дробь: чис­ли­тель: t в кубе , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 4x в квад­ра­те минус t пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = дробь: чис­ли­тель: t в кубе , зна­ме­на­тель: 100 конец дроби .

При t боль­ше 0 по­след­нее урав­не­ние рав­но­силь­но урав­не­нию

x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 4x в квад­ра­те минус t пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те дробь: чис­ли­тель: t в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 6 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: 10 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка конец дроби =0.

Это би­квад­рат­ное урав­не­ние, ко­то­рое долж­но иметь ровно три ре­ше­ния. Это воз­мож­но толь­ко в том слу­чае, когда один из его кор­ней равен нулю. Под­став­ляя x=0 и учи­ты­вая t боль­ше 0, на­хо­дим t=10. Под­став­ляя те­перь t=10 имеем:

x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 4x в квад­ра­те минус 10 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 10 в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но 16x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 79x в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но x в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка 16x в квад­ра­те минус 79 пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

По­след­нее урав­не­ние имеет ровно три ре­ше­ния. Сле­до­ва­тель­но, при t=10 дан­ная си­сте­ма имеет ровно три ре­ше­ния.

 

Ответ: 10.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 3041

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 2007 год, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Па­ра­метр в за­да­чах с ком­плекс­ны­ми чис­ла­ми
?
Сложность: 10 из 10