Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2841
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при ко­то­рых урав­не­ние x=a\log _a левая круг­лая скоб­ка x плюс 2a минус 2|x минус a| плюс 3|x минус 2a| минус 2|x минус 3a| пра­вая круг­лая скоб­ка минус a имеет ровно один ко­рень.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Так как ос­но­ва­ние ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции  y= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию a t, где 0 мень­ше a мень­ше 1 и a боль­ше 1, то, учи­ты­вая свой­ства ло­га­риф­ма, пре­об­ра­зу­ем, урав­не­ние, раз­де­лив его на a:

 дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: a конец дроби = ло­га­рифм по ос­но­ва­нию a левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: a конец дроби плюс 2 минус 2\left| дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: a конец дроби минус 1 | плюс 3\left| дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: a конец дроби минус 2 | минус 2\left| дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: a конец дроби минус 3 | пра­вая круг­лая скоб­ка .

Обо­зна­чим  дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: a конец дроби =t, тогда

t= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию a левая круг­лая скоб­ка t плюс 2 минус 2|t минус 1| плюс 3|t минус 2| минус 2|t минус 3| пра­вая круг­лая скоб­ка .

Вос­поль­зу­ем­ся ос­нов­ным ло­га­риф­ми­че­ским тож­де­ством a в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка ло­га­рифм по ос­но­ва­нию a b пра­вая круг­лая скоб­ка =b:

a в сте­пе­ни t =t плюс 2 минус 2|t минус 1| плюс 3|t минус 2| минус 2|t минус 3|.

Урав­не­ние будет иметь толь­ко один ко­рень тогда, когда гра­фи­ки функ­ции будут иметь един­ствен­ную точку пе­ре­се­че­ния.

Урав­не­ние рав­но­силь­но си­сте­ме

 си­сте­ма вы­ра­же­ний y=a в сте­пе­ни t ,y=t плюс 2 минус 2|t минус 1| плюс 3|t минус 2| минус 2|t минус 3|. конец си­сте­мы .

Рас­кро­ем мо­ду­ли и по­стро­им гра­фик функ­ции: y=t плюс 2 минус 2|t минус 1| плюс 3|t минус 2| минус 2|t минус 3|;

y= си­сте­ма вы­ра­же­ний 2t, где t мень­ше 1; 4 минус 2t, где 1 мень­ше или равно t мень­ше 2; 4t минус 8, где 2 мень­ше или равно t мень­ше 3; 4, где t боль­ше или равно 3. конец си­сте­мы .

Гра­фик пред­став­лен на левом ри­сун­ке.

Гра­фик функ­ции y=a в сте­пе­ни t будет про­хо­дить через точку (0; 1) при любом зна­че­нии a. Таким об­ра­зом, при 0 мень­ше a мень­ше 1 гра­фи­ки будут иметь че­ты­ре точки пе­ре­се­че­ния (левый рис.); при a боль­ше 1 урав­не­ние будет иметь един­ствен­ный ко­рень (левый рис.), если гра­фи­ки пе­ре­се­ка­ют­ся в точке (1; 2), т. е. a в сте­пе­ни t =2, от­ку­да a=2.

По­сколь­ку между пе­ре­мен­ны­ми x и t вза­им­но од­но­знач­ное со­от­вет­ствие, то и ис­ход­ное урав­не­ние ровно один ко­рень при a=2.

 

Ответ: при a=2.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2847

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 2000 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Урав­не­ния с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 10 из 10