Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2667
i

При каких зна­че­ни­ях па­ра­мет­ра a наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс 5ax в квад­ра­те плюс 2a на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та ;2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка до­сти­га­ет­ся в двух раз­лич­ных точ­ках?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

I спо­соб. Оче­вид­но, ука­зан­ное в за­да­че свой­ство будет вы­пол­нять­ся и для любой дру­гой функ­ции, от­ли­ча­ю­щей­ся от дан­ной на кон­стан­ту. В част­но­сти, за­да­ча рав­но­силь­на для функ­ции g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2a, т. е.

g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = x в кубе плюс 5ax в квад­ра­те , \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Про­из­вод­ная этой функ­ции g' левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = 3x в квад­ра­те плюс 10ax об­ра­ща­ет­ся в нуль в точ­ках 0 и  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . Если a не равно 0, то это две раз­лич­ные точки, яв­ля­ю­щи­е­ся точ­ка­ми экс­тре­му­ма функ­ции (1). (Здесь удоб­но то, что одна из точек экс­тре­му­ма x  =  0 не за­ви­сит от a и на­хо­дит­ся внут­ри рас­смат­ри­ва­е­мо­го от­рез­ка.)

Наше ис­сле­до­ва­ние есте­ствен­ным об­ра­зом рас­па­да­ет­ся на сле­ду­ю­щие пять раз­лич­ных слу­ча­ев.

1)  Точка  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби лежит левее рас­смат­ри­ва­е­мо­го от­рез­ка, т. е.  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше минус 2 ко­рень из 3 , или a боль­ше дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Эскиз гра­фи­ка функ­ции при­ве­ден на ри­сун­ке 1. Из гра­фи­ка видно, что наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции до­сти­га­ет­ся в одном из кон­цов дан­но­го от­рез­ка, по­это­му для вы­пол­не­ния усло­вия за­да­чи долж­но быть

g левая круг­лая скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 пра­вая круг­лая скоб­ка = g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 12 левая круг­лая скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка = 4 левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка ,

от­ку­да a = дробь: чис­ли­тель: 1 плюс 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . По­сколь­ку  дробь: чис­ли­тель: 1 плюс 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби боль­ше дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , по­лу­чен­ное зна­че­ние па­ра­мет­ра a  — одно из ис­ко­мых.

2)  Точка  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби лежит на по­лу­ин­тер­ва­ле  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 0 пра­вая круг­лая скоб­ка т. е.

 минус 2 ко­рень из 3 мень­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше 0 рав­но­силь­но 0 мень­ше a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Эскиз гра­фи­ка функ­ции при­ве­ден на ри­сун­ке 2. По­сколь­ку два наи­боль­ших зна­че­ния могут быть толь­ко в точ­ках  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби и 2, не­об­хо­ди­мо, чтобы

g левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

или

 дробь: чис­ли­тель: 100a в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 9 конец дроби левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 125, зна­ме­на­тель: 27 конец дроби a в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка минус 2a плюс 3a пра­вая круг­лая скоб­ка = 2 плюс 5a рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 125, зна­ме­на­тель: 27 конец дроби a в кубе = 2 плюс 5a рав­но­силь­но

 рав­но­силь­но 125a в кубе минус 135a минус 54 = 0. \qquad левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка

Обо­зна­чим \varphi левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка = 125a в кубе минус 135a минус 54. Тогда

\varphi ' левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка = 375a в квад­ра­те минус 135 = 15 левая круг­лая скоб­ка 25a в квад­ра­те минус 9 пра­вая круг­лая скоб­ка .

От­сю­да видно, что точки экс­тре­му­мов функ­ции a = \pm дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Далее

\varphi левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 54 мень­ше 0,

\varphi левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = 125 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 27, зна­ме­на­тель: 125 конец дроби минус 135 умно­жить на дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби минус 54 = 27 минус 81 минус 54 = минус 108 мень­ше 0,

\varphi левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 27 плюс 81 минус 54 = 0.

Гра­фик функ­ции b = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 54 конец дроби \varphi левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка при­ве­ден на ри­сун­ке 3. (Ин­те­рес­но от­ме­тить, что \varphi левая круг­лая скоб­ка 1,2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0, а \varphi левая круг­лая скоб­ка минус 1,2 пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 108.) Далее

\varphi левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка = минус 54 мень­ше 0. \qquad левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка

Т. е., по­сколь­ку \varphi левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка мо­но­тон­но убы­ва­ет при a при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка , \varphi левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0, и \varphi левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка мо­но­тон­но воз­рас­та­ет при a боль­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби и \varphi левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0, это озна­ча­ет, что функ­ция \varphi левая круг­лая скоб­ка a пра­вая круг­лая скоб­ка на по­лу­ин­тер­ва­ле 0 мень­ше a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби не имеет кор­ней. Таким об­ра­зом, урав­не­ние (3) не имеет кор­ней при рас­смат­ри­ва­е­мых зна­че­ни­ях a, и ра­вен­ство (2) не­воз­мож­но при a при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка 0; дробь: чис­ли­тель: 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Сле­до­ва­тель­но, рас­смат­ри­ва­е­мый слу­чай не­воз­мо­жен.

3)  Слу­чай  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби = 0, т. е. a  =  0. В этом слу­чае g(x) мо­но­тон­но воз­рас­та­ет на ℝ и усло­вие за­да­чи тоже не вы­пол­ня­ет­ся.

4)  Точка  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби лежит на по­лу­ин­тер­ва­ле (0; 2], т. е.  минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби мень­ше или равно a мень­ше 0. Эскиз гра­фи­ка функ­ции g(x) при­ве­ден на ри­сун­ке 4. Оче­вид­но, что оди­на­ко­вые зна­че­ния могут при­ни­мать­ся функ­ци­ей толь­ко в точ­ках x  =  0 и x  =  2, т. е. не­об­хо­ди­мо, чтобы

g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 рав­но­силь­но 4 левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 рав­но­силь­но a = минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Так как  минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби мень­ше 0, то по­лу­чен­ное зна­че­ние па­ра­мет­ра  — одно из ис­ко­мых.

5)  Точка  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби лежит пра­вее рас­смат­ри­ва­е­мо­го от­рез­ка, т. е.  минус дробь: чис­ли­тель: 10a, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби боль­ше 2 рав­но­силь­но a мень­ше минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . Эскиз гра­фи­ка функ­ции g(x) при­ве­ден на ри­сун­ке 5. Видно, что в этом слу­чае функ­ция при­ни­ма­ет наи­боль­шее зна­че­ние на рас­смат­ри­ва­е­мом от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка толь­ко в точке x  =  0.

 

Ответ: a= дробь: чис­ли­тель: 1 плюс 3 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , a= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

Толь­ко что рас­смот­рен­ный I спо­соб яв­ля­ет­ся гро­мозд­ким, но он впол­не имеет право на су­ще­ство­ва­ние. От­ме­ти, что его оче­вид­ным до­сто­ин­ством яв­ля­ет­ся то, что у ре­ша­ю­ще­го не оста­ет­ся со­мне­ний в пол­ном учете всех воз­мож­ных слу­ча­ев.

 

II спо­соб. При­ве­дем ре­ше­ние за­да­чи с по­мо­щью ме­то­да, ис­поль­зо­вав­ше­го­ся при ре­ше­нии ана­ло­гич­ной за­да­чи ва­ри­ан­та I (при этом про­из­вод­ная явно не ис­поль­зу­ет­ся). Ре­ше­ние за­пи­шем в более крат­ком виде.

Су­ще­ству­ет толь­ко два типа функ­ций f(x)  — мно­го­чле­на тре­тьей сте­пе­ни с по­ло­жи­тель­ным стар­шим ко­эф­фи­ци­ен­том:

1)  мо­но­тон­но воз­рас­та­ю­щая функ­ция;

2)  функ­ция, име­ю­щая толь­ко одну точку x1 ло­каль­но­го мак­си­му­ма и толь­ко одну точку x2 ло­каль­но­го ми­ни­му­ма. При этом x_1 мень­ше x_2 и f левая круг­лая скоб­ка x_1 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше f левая круг­лая скоб­ка x_2 пра­вая круг­лая скоб­ка (смот­ри ри­су­нок 6).

Усло­вие за­да­чи может вы­пол­нять­ся толь­ко для вто­ро­го типа функ­ций, при­чем толь­ко в двух слу­ча­ях: либо оба наи­боль­ших зна­че­ния до­сти­га­ют­ся на кон­цах от­рез­ка (см. ниже пункт «а»), либо наи­боль­шее зна­че­ние до­сти­га­ет­ся в точке x1 ло­каль­но­го мак­си­му­ма и на пра­вом конце от­рез­ка, при x  =  2 (см. ниже пункт «б»).

Ана­ло­гич­но тому, как выше (I спо­соб), до­ста­точ­но ре­шить за­да­чу для функ­ции g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс 5ax в квад­ра­те , или же для функ­ции h левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ,

h левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус x в кубе плюс 5ax в квад­ра­те минус 8 минус 20a. \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

По­сколь­ку h левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, не­труд­но по­лу­чить

h левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс 4 плюс 10a пра­вая круг­лая скоб­ка . \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

а)  Рас­смот­рим слу­чай, когда оба наи­боль­ших зна­че­ния функ­ции h(x) на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка до­сти­га­ют­ся на кон­цах дан­но­го от­рез­ка. Эскиз гра­фи­ка функ­ции h(x) при­ве­ден на ри­сун­ке 6. Здесь

h левая круг­лая скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 пра­вая круг­лая скоб­ка =g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, \qquad левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка

т. е. x= минус 2 ко­рень из 3 яв­ля­ет­ся кор­нем квад­рат­но­го трех­чле­на в раз­ло­же­нии (2): 12 минус 4 ко­рень из 3 минус 10 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 3 конец ар­гу­мен­та a плюс 4 плюс 10a=0, от­ку­да

a= дробь: чис­ли­тель: 1 плюс 3 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . \qquad левая круг­лая скоб­ка 4 пра­вая круг­лая скоб­ка

Тре­тий ко­рень x0 мно­го­чле­на (1), на­ря­ду с x= минус 2 ко­рень из 3 , яв­ля­ет­ся кор­нем квад­рат­но­го трех­чле­на в раз­ло­же­нии (2). По тео­ре­ме Виета x_0 минус 2 ко­рень из 3 = минус 2 минус 5a или x_0=2 ко­рень из 3 минус 2 минус 5a=2 ко­рень из 3 минус 2 минус 1 минус 3 ко­рень из 3 = минус 3 минус ко­рень из 3 (вме­сто a мы под­ста­ви­ли зна­че­ние (4)), и x_0 плюс 2 ко­рень из 3 = минус 3 плюс ко­рень из 3 мень­ше 0, т. е. x_0 мень­ше минус 2 ко­рень из 3 , от­ку­да сле­ду­ет, что рас­смат­ри­ва­е­мый слу­чай дей­стви­тель­но ре­а­ли­зу­ет­ся (см. рис. 6).

б)  Рас­смот­рим дру­гой слу­чай, когда наи­боль­шее зна­че­ние функ­ции (1) на рас­смат­ри­ва­е­мом от­рез­ке до­сти­га­ет­ся в точке ло­каль­но­го мак­си­му­ма x1 и на конце x=2 от­рез­ка. Мно­го­член (1) имеет толь­ко два дей­стви­тель­ных корня (x1 и 2), сле­до­ва­тель­но, квад­рат­ный трех­член в раз­ло­же­нии (2) имеет един­ствен­ный ко­рень x=x_1:

x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс 4 плюс 10a=0. \qquad левая круг­лая скоб­ка 5 пра­вая круг­лая скоб­ка

Усло­вие един­ствен­но­сти ре­ше­ния  — ра­вен­ство нулю дис­кри­ми­нан­та. Тогда

 левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 4 левая круг­лая скоб­ка 4 плюс 10a пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка 2 плюс 5a пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 5a минус 6 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний a_1= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби ,a_2= дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби . конец со­во­куп­но­сти .

Со­от­вет­ству­ю­щий (един­ствен­ный) ко­рень урав­не­ния (5) есть x_1'= минус 1 минус дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби a. При a= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , x_1'=0, по­лу­чим x_1' при­над­ле­жит левая круг­лая скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка . При этом h левая круг­лая скоб­ка x_1' пра­вая круг­лая скоб­ка =h левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, при­чем x_1' мень­ше 2 (т. е. крат­ный ко­рень мно­го­чле­на (1) лежит левее од­но­крат­но­го корня). По­это­му x_1'  — точка ло­каль­но­го мак­си­му­ма функ­ции h(x), т. е. x_1=x_1'=0, и зна­че­ние па­ра­мет­ра a= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби под­хо­дит. Эскиз гра­фи­ка функ­ции h(x) при­ве­ден на ри­сун­ке 7. При a= дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , x_1'= минус 4, но x_1' на­хо­дит­ся вне рас­смат­ри­ва­е­мо­го от­рез­ка, по­сколь­ку  минус 4 мень­ше минус 2 ко­рень из 3 (так как 2 боль­ше ко­рень из 3 пра­вая круг­лая скоб­ка , и это зна­че­ние па­ра­мет­ра не под­хо­дит.

При­ве­дем еще один спо­соб ре­ше­ния за­да­чи, где не ис­поль­зу­ет­ся про­из­вод­ная.

 

III спо­соб. Пусть наи­боль­шее зна­че­ние f(x) на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка равно «b». Рас­смот­рим мно­го­член

h левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка =x в кубе плюс 5ax в квад­ра­те плюс 2a минус b. \qquad левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка

Для вы­пол­не­ния усло­вия за­да­чи не­об­хо­ди­мо, чтобы мно­го­член (1) имел на  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка ровно два раз­лич­ных корня, а в осталь­ных точ­ках этого от­рез­ка при­ни­мал от­ри­ца­тель­ные зна­че­ния («ос­нов­ное» усло­вие).

1)  Если дан­ный мно­го­член имеет один дей­стви­тель­ный ко­рень, то вы­пол­не­ние ос­нов­но­го усло­вия не­воз­мож­но.

2)  Если он имеет три раз­лич­ных корня x1, x2, x3, то в силу по­ло­жи­тель­но­сти стар­ше­го ко­эф­фи­ци­ен­та знаки зна­че­ний мно­го­чле­на та­ко­вы, как по­ка­за­но на ри­сун­ке.

Так как по тео­ре­ме Виета x_1 плюс x_2 плюс x_3= минус 5a, то

 минус 2 ко­рень из 3 плюс 2 плюс x_1= минус 5a. \qquad левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка

По тео­ре­ме Виета x_1 умно­жить на x_2 плюс x_1 умно­жить на x_3 плюс x_2 умно­жить на x_3=0,

 минус 2 ко­рень из 3 x_1 плюс 2x_1 минус 4 ко­рень из 3 =0. \qquad левая круг­лая скоб­ка 3 пра­вая круг­лая скоб­ка

Решая си­сте­му урав­не­ний (2), (3), по­лу­ча­ем

x_1= дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из 3 , зна­ме­на­тель: 1 минус ко­рень из 3 конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 2 ко­рень из 3 левая круг­лая скоб­ка ко­рень из 3 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка , зна­ме­на­тель: минус 2 конец дроби = минус ко­рень из 3 левая круг­лая скоб­ка ко­рень из 3 плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но x_1= минус 3 минус ко­рень из 3 ,

т. е. x_1 мень­ше x_2. под­ста­вим x1 в (2):

 минус 2 ко­рень из 3 плюс 2 минус 3 минус ко­рень из 3 = минус 5a рав­но­силь­но a= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби левая круг­лая скоб­ка 1 плюс 3 ко­рень из 3 пра­вая круг­лая скоб­ка .

3)  Если мно­го­член (1) имеет два корня x1 и x2, то один из них яв­ля­ет­ся крат­ным, и в за­ви­си­мо­сти от того, какой из них кра­тен, рас­смот­рим два слу­чая.

а)  Дву­крат­ный ко­рень на­хо­дит­ся спра­ва (см. рис.), и ос­нов­ное усло­вие не вы­пол­ня­ет­ся.

б)  Дву­крат­ный ко­рень на­хо­дит­ся слева (см. рис), и ос­нов­ное усло­вие вы­пол­ня­ет­ся, если

 си­сте­ма вы­ра­же­ний x_2=2, минус 2 ко­рень из 3 мень­ше или равно x_1 мень­ше 2. конец си­сте­мы .

По тео­ре­ме Виета

x_1 умно­жить на x_2 плюс x_1 умно­жить на x_3 плюс x_2 умно­жить на x_3=0 рав­но­силь­но 2x_1 плюс x_1 в квад­ра­те плюс 2x_1=0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний x_1= минус 4,x_1=0, конец со­во­куп­но­сти .

от­сю­да  минус 4 \notin левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка или 0 при­над­ле­жит левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2 ко­рень из 3 ; 2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка . Если 0 и 2 корни, то h левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 и h левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка =0, т. е.

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 2a минус b=0,8 плюс 22a минус b=0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но a= минус дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

 

При­ме­ча­ние. Дан­ная ра­бо­та, есте­ствен­но, рас­счи­та­на на ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, в ко­то­рых школь­ни­ки обу­ча­ют­ся в те­че­ние че­ты­рех лет при на­груз­ке 8+8+9+9 часов в не­де­лю. В при­ве­ден­ных ре­ше­ни­ях за­тра­ги­ва­ют­ся прак­ти­че­ски все темы курса, а при­ме­ры ре­ша­ют­ся как тра­ди­ци­он­ны­ми, так и не­стан­дарт­ны­ми («хит­ры­ми») спо­со­ба­ми.

В при­ме­ре № 2 можно как «по­те­рять» корни, так и «найти» лиш­ние корни. Для ре­ше­ния за­да­ния № 3 удоб­нее не де­лать чер­теж. При­мер № 5 быст­рее сде­ла­ет тот, кто «пом­нит» не­ра­вен­ство  минус дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: x, зна­ме­на­тель: 1 плюс x в квад­ра­те конец дроби мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Особо нужно ска­зать о за­да­нии № 6. ко­неч­но, было бы лучше, если бы в пер­вом ва­ри­ан­те (как и во вто­ром) от­сут­ство­ва­ла пер­вая сте­пень пе­ре­мен­ной x, т. е. g левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = минус x в кубе плюс 2px в квад­ра­те минус 2,25p. Но и ее на­ли­чие не ме­ша­ет ре­шить за­да­чу. Сле­ду­ет за­ме­тить, од­на­ко, что за­да­ние № 6 пер­во­го ва­ри­ан­та ока­за­лось не­сколь­ко труд­нее, чем во вто­ром. Но если вы­пуск­ник по­лу­чит за этот ва­ри­ант 4 или 5, то он дей­стви­тель­но про­де­мон­стри­ру­ет лю­бовь к ма­те­ма­ти­ке и увле­чен­ность ею, и смело может сда­вать всту­пи­тель­ный эк­за­мен в любой вуз).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2661

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1995 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 2
? Классификатор: При­ме­не­ние про­из­вод­ной к ре­ше­нию задач, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 10 из 10