Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2619
i

Най­ди­те наи­мень­шее зна­че­ние длины от­рез­ка пря­мой y=b с кон­ца­ми на гра­фи­ках функ­ций y=2x минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x конец ар­гу­мен­та в квад­ра­те и y=2x.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­ме­тим, что функ­ции y = 2x минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та и y = 2x не­пре­рыв­ны на ℝ и для любых дей­стви­тель­ных x 2x боль­ше 2x минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та . Пусть точки M1 и M2 яв­ля­ют­ся кон­ца­ми от­рез­ка пря­мой y  =  b, ле­жа­щи­ми на гра­фи­ках функ­ций y = 2x минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та (точка M1) и y = 2x (точка M2).

Про­ве­дем пря­мую через точку M1, па­рал­лель­ную оси Oy. Она пе­ре­се­чет гра­фик функ­ции y = 2x в точке M3. Беря все­воз­мож­ные зна­че­ния па­ра­мет­ра b, по­лу­чим мно­же­ство пря­мо­уголь­ных тре­уголь­ни­ков M1M2M3 (∠M2M1M3  =  90°), по­доб­ных между собой, так как ∠M1M2M3  =  arctg 2.

От­сю­да сле­ду­ет, что катет M1M2 будет наи­мень­шим, если катет M1M3  — наи­мень­ший. Длина ка­те­та M1M3 равна 2x минус левая круг­лая скоб­ка 2x минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка = ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс x в квад­ра­те конец ар­гу­мен­та (где x  — абс­цис­са точек M1 и M3). Оче­вид­но, что длина ка­те­та M1M3 будет наи­мень­шей при x  =  0 и равна 1, а длина ка­те­та M_1M_2 = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби M_1M_3 = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ:  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

За­ме­ча­ние.

Этот спо­соб мы об­на­ру­жи­ли в ра­бо­те уче­ни­ка XI клас­са мос­ков­ской гим­на­зии № 1567 Алек­сандра Жи­гу­ле­ва. Этим спо­со­бом можно ре­шить и за­да­чу пер­во­го ва­ри­ан­та, од­на­ко вы­клад­ки будут более гро­мозд­ки­ми.

Обоб­щая ре­зуль­тат А. Жи­гу­ле­ва, за­ме­тим, что любую за­да­чу вида: «Най­ди­те наи­мень­шую длину от­рез­ка пря­мой y  =  b с кон­ца­ми на гра­фи­ках функ­ции y  =  f(x) и пря­мой y  =  kx (при усло­вии, что функ­ция y  =  f(x) не­пре­рыв­на на ℝ и не имеет с пря­мой y  =  kx общих точек)», можно све­сти к на­хож­де­нию ми­ни­му­ма функ­ции l левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = \left| f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус kx|.

При этом, так как раз­ность f(x) − kx имеет на ℝ один и тот же знак, то l левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка минус kx либо l левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка = kx минус f левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка , в за­ви­си­мо­сти от со­от­но­ше­ния между функ­ци­я­ми f(x) и y  =  kx.

(В ка­че­стве при­ме­ра рас­смот­ри­те за­да­чу для функ­ций y = x плюс e в сте­пе­ни x и y  =  2x − 5.)

 

Ответ: 3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2613

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1994 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 2
? Классификатор: При­ме­не­ние про­из­вод­ной к ре­ше­нию задач
?
Сложность: 10 из 10