
Найдите наименьшее значение длины отрезка прямой с концами на графиках функций
и
Решение. Заметим, что функции и
непрерывны на ℝ и для любых действительных x
Пусть точки M1 и M2 являются концами отрезка прямой y = b, лежащими на графиках функций
(точка M1) и
(точка M2).
Проведем прямую через точку M1, параллельную оси Oy. Она пересечет график функции в точке M3. Беря всевозможные значения параметра b, получим множество прямоугольных треугольников M1M2M3 (∠M2M1M3 = 90°), подобных между собой, так как ∠M1M2M3 = arctg 2.
Отсюда следует, что катет M1M2 будет наименьшим, если катет M1M3 — наименьший. Длина катета M1M3 равна (где x — абсцисса точек M1 и M3). Очевидно, что длина катета M1M3 будет наименьшей при x = 0 и равна 1, а длина катета
Ответ:
Замечание.
Этот способ мы обнаружили в работе ученика XI класса московской гимназии № 1567 Александра Жигулева. Этим способом можно решить и задачу первого варианта, однако выкладки будут более громоздкими.
Обобщая результат А. Жигулева, заметим, что любую задачу вида: «Найдите наименьшую длину отрезка прямой y = b с концами на графиках функции y = f(x) и прямой y = kx (при условии, что функция y = f(x) непрерывна на ℝ и не имеет с прямой y = kx общих точек)», можно свести к нахождению минимума функции
При этом, так как разность f(x) − kx имеет на ℝ один и тот же знак, то либо
в зависимости от соотношения между функциями f(x) и y = kx.
(В качестве примера рассмотрите задачу для функций и y = 2x − 5.)
Ответ: 3.
| За задание (или за каждый из четырех пунктов сюжета из четырех заданий) выставляется одна из следующих оценок: + (3 балла), ± (2 балла), ∓ (1 балл), − (0 баллов) При этом необходимо руководствоваться следующим. | |
| Критерии оценивания выполнения заданий | Баллы |
|---|---|
| Верное и полное выполнение задания | 3 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущен один недочет | 2 |
| Ход решения верный, решение доведено до ответа, но допущено два недочета или одна грубая ошибка | 1 |
| Остальные случаи | 0 |
| К недочетам относятся, например: описки, неточности в использовании математической символики; погрешности на рисунках, недостаточно полные обоснования; неточности в логике рассуждений при сравнении чисел, доказательстве тождеств или неравенств; вычислительные ошибки, не повлиявшие принципиально на ход решения и не упростившие задачу, если задача не являлась вычислительной; замена строго знака неравенства нестрогим или наоборот; неверное присоединение либо исключение граничной точки из промежутка монотонности и аналогичные. Грубыми ошибками являются, например: потеря или приобретение постороннего корня; неверный отбор решения на промежутке при правильном решении в общем виде; вычислительная ошибка в задаче на вычисление; неверное изменение знака неравенства при умножении на отрицательное число, логарифмировании или потенцировании и т. п. | |
PDF-версии: