Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2577
i

Най­ди­те все зна­че­ния па­ра­мет­ра a, при ко­то­рых си­сте­ма  си­сте­ма вы­ра­же­ний ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 левая круг­лая скоб­ка 4y плюс 4a минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка =1 плюс ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 2 левая круг­лая скоб­ка a минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ,y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та конец си­сте­мы . имеет ре­ше­ние.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­ме­ним ис­ход­ную си­сте­му дру­гой, ей рав­но­силь­ной, для чего пре­об­ра­зу­ем урав­не­ние си­сте­мы, вос­поль­зо­вав­шись фор­му­лой суммы ло­га­риф­мов, а также ис­поль­зу­ем усло­вие ра­вен­ства ло­га­риф­мов с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми и об­ласть опре­де­ле­ния ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 4y плюс 4a минус 3=2 левая круг­лая скоб­ка a минус x пра­вая круг­лая скоб­ка ,a минус x боль­ше 0, y= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та . конец си­сте­мы .

Так как по­след­нее урав­не­ние си­сте­мы рав­но­силь­но си­сте­ме двух усло­вий: y в квад­ра­те =x и y боль­ше или равно 0, то, за­ме­нив его этими со­от­но­ше­ни­я­ми, а также под­ста­вив вы­ра­же­ния для x в пер­вое урав­не­ние си­сте­мы, по­лу­чим си­сте­му:

 си­сте­ма вы­ра­же­ний 2y в квад­ра­те плюс 4y плюс 2=5 минус 2a,x=y в квад­ра­те , y в квад­ра­те мень­ше a, y боль­ше или равно 0. конец си­сте­мы .

Пер­вое урав­не­ние также можно пе­ре­пи­сать так  левая круг­лая скоб­ка y плюс 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =2,5 минус a. Оно имеет ре­ше­ния толь­ко при a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . При этом

y_1= минус 1 минус 1 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a конец ар­гу­мен­та , y_2= минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a конец ар­гу­мен­та .

Зна­че­ние y_1 все­гда от­ри­ца­тель­но, а y_2 не­от­ри­ца­тель­но, если

 минус 1 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби a конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 1 рав­но­силь­но a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

Вы­яс­ним те­перь, при каких a, не боль­ших  дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , вы­пол­ня­ет­ся усло­вие y_2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше a, при­том что y_2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a конец ар­гу­мен­та . Ре­ша­ем не­ра­вен­ство:

 дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a конец ар­гу­мен­та боль­ше a рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 7, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус 2a боль­ше 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a конец ар­гу­мен­та .

Так как a  мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , то после воз­ве­де­ния по­след­не­го не­ра­вен­ства в квад­рат по­лу­чим

 дробь: чис­ли­тель: 49, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби минус 14a плюс 4a в квад­ра­те мень­ше 4 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби минус a пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но 4a в квад­ра­те минус 10a плюс дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби мень­ше 0 рав­но­силь­но дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби мень­ше a мень­ше дробь: чис­ли­тель: 9, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби .

С уче­том того, что a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби , по­лу­чим окон­ча­тель­но  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби мень­ше a мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби . При этих a най­дет­ся пара  левая круг­лая скоб­ка x;y пра­вая круг­лая скоб­ка , удо­вле­тво­ря­ю­щая по­след­ней си­сте­ме, а сле­до­ва­тель­но, и ис­ход­ной.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 4 конец дроби ; дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая квад­рат­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2583

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 4, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Си­сте­мы с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 10 из 10