Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2563
i

Най­ди­те пло­щадь фи­гу­ры, огра­ни­чен­ной ли­ни­я­ми y=4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та , y= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби и x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 минус y конец ар­гу­мен­та .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Изоб­ра­зим за­дан­ную фи­гу­ру, для чего по­стро­им гра­фи­ки функ­ций y=4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та и y= минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , а также гра­фик урав­не­ния x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 минус y конец ар­гу­мен­та . По­след­ний может быть по­стро­ен как гра­фик функ­ции y=10 минус x в квад­ра­те при x боль­ше или равно 0. Най­дем абс­цис­сы точек A, B и C. Для этого ис­поль­зу­ем по­стро­ен­ные гра­фи­ки. Из ри­сун­ка опре­де­ля­ем, что абс­цис­са точки A равна −2. В этом не­об­хо­ди­мо убе­дить­ся, под­ста­вив −2 вме­сто x в урав­не­ние

4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та = минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби

4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: минус 2 плюс 2 конец ар­гу­мен­та = минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на левая круг­лая скоб­ка минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби рав­но­силь­но 4=4.

Гра­фи­ки y=4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та и x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 минус y конец ар­гу­мен­та имеют един­ствен­ную общую точку B. Рас­смат­ри­вая гра­фи­ки, можно пред­по­ло­жить, что ее абс­цис­са равна 2. Убе­дим­ся, что точка  левая круг­лая скоб­ка 2;6 пра­вая круг­лая скоб­ка яв­ля­ет­ся общей точ­кой двух рас­смат­ри­ва­е­мых гра­фи­ков.

Для y=4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та : 6=4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 плюс 2 конец ар­гу­мен­та   — вер­ное не­ра­вен­ство.

Для x= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 минус y конец ар­гу­мен­та : 2= ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 10 минус 6 конец ар­гу­мен­та   — вер­ное не­ра­вен­ство.

Убе­дим­ся, что абс­цис­са точки C равна 3, для чего до­ста­точ­но про­ве­рить, что 3 яв­ля­ет­ся кор­нем урав­не­ния  минус 0,6x плюс 2,8=10 минус x в квад­ра­те . Имеем:  минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби умно­жить на 3 плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби =10 минус 3 в квад­ра­те   — вер­ное ра­вен­ство. Ис­ко­мую пло­щадь це­ле­со­об­раз­но вы­чис­лять как сумму пло­ща­дей фигур ABD и CBD. Так как на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка минус 2;2 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка : 4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби , а на от­рез­ке  левая квад­рат­ная скоб­ка 2;3 пра­вая квад­рат­ная скоб­ка : 10 минус x в квад­ра­те боль­ше или равно минус 0,6x плюс 2,8, то пло­щадь за­пи­шет­ся как

 ин­те­грал пре­де­лы: от минус 2 до 2, левая круг­лая скоб­ка 4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та минус левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка dx плюс ин­те­грал пре­де­лы: от 2 до 3, левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 10 минус x в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка минус \left левая круг­лая скоб­ка минус дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 14, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка dx =
= левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 0,3x в квад­ра­те плюс 1,2x пра­вая круг­лая скоб­ка | пре­де­лы: от минус 2 до 2, плюс левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 36, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби x плюс дробь: чис­ли­тель: 3, зна­ме­на­тель: 10 конец дроби x в квад­ра­те минус дробь: чис­ли­тель: x в кубе , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка | пре­де­лы: от 2 до 3, = дробь: чис­ли­тель: 25, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби .

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 25, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

 

За­ме­ча­ния.

1.  При вы­чис­ле­нии асбcцисс точек A, B и C можно было вос­поль­зо­вать­ся и ал­геб­ра­и­че­ски­ми ме­то­да­ми. В этом слу­чае при­ш­лось бы ис­кать корни урав­не­ний 4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та = минус 0,6x плюс 2,8 и 4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та =10 минус x в квад­ра­те (по­ло­жи­тель­ный ко­рень). В по­след­нем слу­чае можно, «уга­дав» ко­рень x=2, ис­поль­зо­вать раз­ли­чие мо­но­тон­но­сти функ­ций y=4 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x плюс 2 конец ар­гу­мен­та и y=10 минус x в квад­ра­те при x боль­ше 0.

2.  При по­ис­ке кор­ней урав­не­ния «по гра­фи­ку» не­об­хо­ди­мо де­лать их про­вер­ку. От­сут­ствие та­ко­вой яв­ля­ет­ся су­ще­ствен­ным не­до­че­том в ра­бо­те.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2569

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ин­те­грал, вы­чис­ле­ние пло­ща­дей
?
Сложность: 8 из 10