Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2562
i

Ре­ши­те урав­не­ние  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка x умно­жить на ко­рень 5 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та минус 9 в сте­пе­ни x плюс 92 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 101 плюс 2 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 3 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка = дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пред­ста­вим пра­вую часть урав­не­ния в виде  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка x в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 6, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая круг­лая скоб­ка , или  ло­га­рифм по ос­но­ва­нию x левая круг­лая скоб­ка x ко­рень 5 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: x конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка . Ис­поль­зуя усло­вия ра­вен­ства ло­га­риф­мов с оди­на­ко­вы­ми ос­но­ва­ни­я­ми, пе­рей­дем к урав­не­нию

 минус 9 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 92 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 101 плюс 2 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 3 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка =0.

По­след­нее урав­не­ние яв­ля­ет­ся след­стви­ем ис­ход­но­го, по­сколь­ку мы еще не об­суж­да­ли во­прос об об­ла­сти до­пу­сти­мых зна­че­ний левой части ис­ход­но­го урав­не­ния. Из­ба­вив­шись от ло­га­риф­ма по ос­но­ва­нию x в левой части урав­не­ния, мы могли при­об­ре­сти по­сто­рон­ние ре­ше­ния. По­это­му воз­мож­ны два вы­хо­да: по окон­ча­нии ре­ше­ния по­ка­за­тель­но­го урав­не­ния сде­лать про­вер­ку кор­ней или сразу за­дать огра­ни­че­ния, вы­те­ка­ю­щие из свойств ло­га­риф­ми­че­ской функ­ции. Вы­бе­рем пер­вый путь. До­мно­жим обе части по­ка­за­тель­но­го урав­не­ния на минус 3 в сте­пе­ни x и сде­ла­ем за­ме­ну t=3 в сте­пе­ни x . По­лу­чим урав­не­ние

3t в кубе минус 92t в квад­ра­те плюс 303t минус 162=0.

Будем ис­кать его ра­ци­о­наль­ные корни. Нач­нем с по­ис­ка целых кор­ней. «Пре­тен­ден­та­ми» можно счи­тать все целые де­ли­те­ли числа 162. Од­на­ко нет смыс­ла про­ве­рять каж­дый де­ли­тель.

За­ме­тим, что из че­ты­рех ко­эф­фи­ци­ен­тов мно­го­чле­на из левой части урав­не­ния три де­лят­ся на 3, по­это­му нет смыс­ла про­ве­рять числа \pm 1 и \pm 2. Нач­нем про­вер­ку с числа 3 и убе­дим­ся, что оно яв­ля­ет­ся кор­нем. После этого пред­ста­вим левую часть урав­не­ния в виде  левая круг­лая скоб­ка t минус 3 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 3t в квад­ра­те минус 83t плюс 54 пра­вая круг­лая скоб­ка и най­дем все корни по­след­не­го урав­не­ния: t_1=3, t_2=27, t_3= дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Воз­вра­ща­ясь к пе­ре­мен­ной x, по­лу­чим x_1=1, x_2=3, x_3= ло­га­рифм по ос­но­ва­нию 3 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка . Про­вер­ка по­ка­зы­ва­ет, что толь­ко x_2 удо­вле­тво­ря­ет ис­ход­но­му урав­не­нию, так как x_1=1, x_3 мень­ше 0, а ло­га­риф­мы с та­ки­ми ос­но­ва­ни­я­ми не опре­де­ле­ны.

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка 3 пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2568

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ло­га­риф­ми­че­ские урав­не­ния и си­сте­мы
?
Сложность: 7 из 10