Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2558
i

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний  си­сте­ма вы­ра­же­ний тан­генс в квад­ра­те Пи x плюс ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: синус Пи y конец ар­гу­мен­та = 0, левая круг­лая скоб­ка y в кубе минус xy минус 6 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 4 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 1 минус x конец ар­гу­мен­та минус 2 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни x пра­вая круг­лая скоб­ка = 0. конец си­сте­мы .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

По­сколь­ку  тан­генс в квад­ра­те Пи x боль­ше или равно 0 при всех до­пу­сти­мых x, а  ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: синус Пи y конец ар­гу­мен­та боль­ше или равно 0 при всех до­пу­сти­мых y, то их сумма не­от­ри­ца­тель­на и равна нулю, толь­ко когда  тан­генс в квад­ра­те Пи x = 0 и  ко­рень 4 сте­пе­ни из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: синус Пи y конец ар­гу­мен­та = 0. Най­дем x:  тан­генс Пи x = 0 рав­но­силь­но Пи x = Пи n рав­но­силь­но x = n, где n  — целое. Най­дем y:  синус Пи y = 0 рав­но­силь­но Пи y минус Пи k рав­но­силь­но y = k, где k  — целое.

Среди целых x вы­де­лим такие, для ко­то­рых опре­де­ле­на левая часть вто­ро­го урав­не­ния, то есть

4 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка 1 минус x пра­вая круг­лая скоб­ка минус 2 минус левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни x } боль­ше или равно 0 рав­но­силь­но 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус 2x пра­вая круг­лая скоб­ка минус 12 умно­жить на 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 2 мень­ше или равно 0 рав­но­силь­но 6 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та мень­ше или равно 3 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка минус x пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше или равно 6 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та .

Най­дем все целые x, удо­вле­тво­ря­ю­щие по­след­не­му не­ра­вен­ству.

По­сколь­ку 11 мень­ше 6 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та мень­ше 12, то  минус x мень­ше или равно 2, то есть x боль­ше или равно минус 2. Опре­де­лим по­сле­до­ва­тель­ные сте­пе­ни трой­ки, между ко­то­ры­ми на­хо­дит­ся число 6 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та . За­ме­тим:

6 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та = дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 6 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та конец дроби = дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8,5 конец ар­гу­мен­та конец дроби .

По­сколь­ку 3 мень­ше 3 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 8,5 конец ар­гу­мен­та мень­ше 9, то  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 9 конец дроби мень­ше 6 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 34 конец ар­гу­мен­та мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби , от­ку­да  минус x боль­ше или равно минус 1 рав­но­силь­но x мень­ше или равно 1.

Итак, су­ще­ству­ют че­ты­ре целых числа x, для ко­то­рых опре­де­ле­на левая часть вто­ро­го урав­не­ния: −2; −1; 0; 1. Про­ве­рим их:

1)  Пусть x  =  −2. Вто­рое урав­не­ние рав­но­силь­но сле­ду­ю­ще­му: y в кубе плюс 2y минус 6 = 0. Функ­ция f левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка = y в кубе плюс 2y минус 6 воз­рас­та­ю­щая, так как f' левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка = 3y в квад­ра­те плюс 2 боль­ше 0 при всех y при­над­ле­жит R ; f левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0; f левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0; един­ствен­ный ко­рень урав­не­ния f левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 лежит на ин­тер­ва­ле (1; 2) и не яв­ля­ет­ся целым.

2)  Пусть x  =  −1. По­лу­чим урав­не­ние g(y)  =  0, где g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка = y в кубе плюс y минус 6. Функ­ция g воз­рас­та­ю­щая; g левая круг­лая скоб­ка 1 пра­вая круг­лая скоб­ка мень­ше 0; g левая круг­лая скоб­ка 2 пра­вая круг­лая скоб­ка боль­ше 0. Целых кор­ней урав­не­ние g левая круг­лая скоб­ка y пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 не имеет.

3)  Пусть x  =  0. Ко­рень урав­не­ния y в кубе минус 6 = 0 не яв­ля­ет­ся целым.

4)  При x  =  1 урав­не­ние y в кубе минус y минус 6 = 0 имеет целый ко­рень 2.

Таким об­ра­зом, си­сте­ме удо­вле­тво­ря­ет един­ствен­ная пара чисел (1; 2).

 

Ответ:  левая фи­гур­ная скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 1; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка пра­вая фи­гур­ная скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2552

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Си­сте­мы три­го­но­мет­ри­че­ских урав­не­ний, Сме­шан­ные си­сте­мы
?
Сложность: 9 из 10