Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2552
i

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний:  си­сте­ма вы­ра­же­ний синус в сте­пе­ни 4 Пи x плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс ко­си­нус Пи y конец ар­гу­мен­та = 0, левая круг­лая скоб­ка x в кубе плюс y в квад­ра­те плюс 2xy минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 7 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка y плюс 2 конец ар­гу­мен­та минус 3 умно­жить на 4 в сте­пе­ни y минус 10 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0. конец си­сте­мы .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Рас­смот­рим пер­вое урав­не­ние. Оба сла­га­е­мых, сто­я­щих в его левой части, не­от­ри­ца­тель­ны, по­это­му их сумма равно нулю толь­ко в том слу­чае, когда каж­дое их равно нулю.

 си­сте­ма вы­ра­же­ний синус в сте­пе­ни 4 Пи x = 0, ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 1 плюс ко­си­нус Пи y конец ар­гу­мен­та = 0 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний синус Пи x = 0, ко­си­нус Пи y = минус 1 конец си­сте­мы . рав­но­силь­но си­сте­ма вы­ра­же­ний x = k,y = 1 плюс 2l, конец си­сте­мы . k, l при­над­ле­жит Z .

Рас­смот­рим вто­рое урав­не­ние. Его левая часть опре­де­ле­на, если 7 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка y плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 3 умно­жить на 4 в сте­пе­ни y минус 10 боль­ше или равно 0, что рав­но­силь­но 3 умно­жить на 4 в сте­пе­ни y минус 28 умно­жить на 2 в сте­пе­ни y плюс 10 мень­ше или равно 0. Решая по­след­нее не­ра­вен­ство как квад­рат­ное от­но­си­тель­но 2y, по­лу­чим  дробь: чис­ли­тель: 14 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 166 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше или равно 2 в сте­пе­ни y мень­ше или равно дробь: чис­ли­тель: 14 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 166 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби . По­сколь­ку  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 14 минус ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 166 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби ; 8 мень­ше дробь: чис­ли­тель: 14 плюс ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 166 конец ар­гу­мен­та , зна­ме­на­тель: 3 конец дроби мень­ше 9, а y  — целое не­чет­ное число, то до­пу­сти­мы­ми зна­че­ни­я­ми для y могут быть толь­ко − 1; 1 и 3.

Про­ве­рим каж­дое из чисел.

1)  Если y  =  − 1, то вто­рое урав­не­ние си­сте­мы рав­но­силь­но та­ко­му x в кубе минус 2x минус 4 = 0, при­чем x  — целое число. Под­хо­дит x  =  2. Тогда  левая круг­лая скоб­ка x минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0; x  =  2  — един­ствен­ный ко­рень. Таким об­ра­зом, пара (2; -1) яв­ля­ет­ся ре­ше­ни­ем ис­ход­ной си­сте­мы.

2)  Если y  =  1, то по­лу­ча­ем x в кубе плюс 2x минус 4 = 0. Про­ве­рим числа, ко­то­рые могут быть его це­лы­ми кор­ня­ми (±1; ±2; ±4), ис­поль­зуя, на­при­мер, схему Гор­не­ра. Урав­не­ние x в кубе плюс 2x минус 4 = 0 не имеет целых кор­ней, удо­вле­тво­ря­ю­щих си­сте­ме пар нет.

3)  Пусть y  =  3. Урав­не­ние имеет вид x в кубе плюс 6x плюс 4 = 0. Де­ли­те­ли сво­бод­но­го члена  — числа ±1; ±2; ±4. По­ло­жи­тель­ные числа не могут быть ре­ше­ни­я­ми этого урав­не­ния. От­ри­ца­тель­ные: − 1; − 2; − 4  — про­ве­ря­ют­ся. Ни одно из них кор­нем урав­не­ния не яв­ля­ет­ся.

Таким об­ра­зом, един­ствен­ная пара (2; − 1) удо­вле­тво­ря­ет си­сте­ме урав­не­ний.

 

Ответ: (2; − 1).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2558

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ир­ра­ци­о­наль­ные урав­не­ния и их си­сте­мы, Си­сте­мы три­го­но­мет­ри­че­ских урав­не­ний, Сме­шан­ные си­сте­мы
?
Сложность: 9 из 10