Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2547
i

Най­ди­те p, при ко­то­ром пло­щадь фи­гу­ры, огра­ни­чен­ной гра­фи­ком функ­ции y = x минус x в сте­пе­ни 4 , ка­са­тель­ной к нему, про­ве­ден­ной в точке гра­фи­ка с абс­цис­сой p, и пря­мой x = p плюс 2, наи­мень­шая.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

За­пи­шем урав­не­ние ка­са­тель­ной к гра­фи­ку y = x минус x в сте­пе­ни 4 в его точке с абс­цис­сой p:

y = y левая круг­лая скоб­ка p пра­вая круг­лая скоб­ка плюс y' левая круг­лая скоб­ка p пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка рав­но­силь­но y = p минус p в сте­пе­ни 4 плюс левая круг­лая скоб­ка 1 минус 4p в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка .

Со­ста­вим раз­ность урав­не­ния y = x минус x в сте­пе­ни 4 и урав­не­ния ка­са­тель­ной:

x минус x в сте­пе­ни 4 минус p плюс p в сте­пе­ни 4 минус левая круг­лая скоб­ка 1 минус 4p в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка = 0 рав­но­силь­но минус x в сте­пе­ни 4 плюс 4p в кубе x минус 3p в сте­пе­ни 4 = 0.

По­сколь­ку пря­мая яв­ля­ет­ся ка­са­тель­ной к гра­фи­ку в его точке с абс­цис­сой p, то по­след­нее урав­не­ние имеет ко­рень x  =  p крат­но­сти не мень­ше, чем 2. По­де­лим мно­го­член  минус x в сте­пе­ни 4 плюс 4p в кубе x минус 3p в сте­пе­ни 4 на  левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те = x в квад­ра­те минус 2px плюс p в квад­ра­те , по­лу­чим  минус x в квад­ра­те минус 2px минус 3p в квад­ра­те .

Раз­ность урав­не­ния функ­ции и урав­не­ния ка­са­тель­ной равна  минус левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2px плюс 3p в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка и не­по­ло­жи­тель­на при всех дей­стви­тель­ных x, по­это­му гра­фик функ­ции лежит не выше гра­фи­ка ка­са­тель­ной и пло­щадь опи­сан­ной фи­гу­ры за­да­ет­ся фор­му­лой

 S левая круг­лая скоб­ка p пра­вая круг­лая скоб­ка = ин­те­грал пре­де­лы: от p до p плюс 2, левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 2px плюс 3p в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка dx .

Пре­об­ра­зо­вав x в квад­ра­те плюс 2px плюс 3p в квад­ра­те как

x в квад­ра­те минус 2px плюс p в квад­ра­те плюс 4px минус 4p в квад­ра­те плюс 6p в квад­ра­те = левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс 4p левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 6p в квад­ра­те ,

пе­ре­пи­шем

 S левая круг­лая скоб­ка p пра­вая круг­лая скоб­ка = ин­те­грал пре­де­лы: от p до p плюс 2, левая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в сте­пе­ни 4 плюс 4p левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в кубе плюс 6p в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка x минус p пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка dx =

= ин­те­грал \limits_0 в квад­ра­те левая круг­лая скоб­ка t в сте­пе­ни 4 плюс 4pt в кубе плюс 6p в квад­ра­те t в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка dt = левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: t в сте­пе­ни 5 , зна­ме­на­тель: 5 конец дроби плюс pt в сте­пе­ни 4 плюс 2p в квад­ра­те t в кубе пра­вая круг­лая скоб­ка | пре­де­лы: от 0 до 2, = 16 левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 2, зна­ме­на­тель: 5 конец дроби плюс p плюс p в квад­ра­те пра­вая круг­лая скоб­ка .

Таким об­ра­зом, p  =  −0,5  — точка ми­ни­му­ма квад­ра­тич­ной функ­ции S(p).

 

Ответ: при p  =  −0,5.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2541

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1993 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Ин­те­грал, вы­чис­ле­ние пло­ща­дей , Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции, Функ­ции, за­ви­ся­щие от па­ра­мет­ра
?
Сложность: 10 из 10