Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2493
i

При каких зна­че­ни­ях p из точки B(p; −1) можно про­ве­сти три раз­лич­ные ка­са­тель­ные к гра­фи­ку функ­ции y = x в кубе минус 3x в квад­ра­те плюс 3?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Со­ста­вим урав­не­ние ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции y = x в кубе минус 3x в квад­ра­те плюс 3 в точке с абс­цис­сой x0: y = левая круг­лая скоб­ка 3x_0 в квад­ра­те минус 6x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка x минус 2x_0 в кубе плюс 3x_0 в кубе плюс 3.

Так как ка­са­тель­ная долж­на про­хо­дить через точку B(p; −1), то

 левая круг­лая скоб­ка 3x_0 в квад­ра­те минус 6x_0 пра­вая круг­лая скоб­ка x минус 2x_0 в кубе плюс 3x_0 в кубе плюс 3 = минус 1

или

3x_0p левая круг­лая скоб­ка x_0 минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка минус левая круг­лая скоб­ка x_0 минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка 2x_0 в квад­ра­те плюс x_0 плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка = 0.

От­сю­да x_0 = 2 (это видно и из ри­сун­ка) или 2x_0 в квад­ра­те плюс x_0 минус 3x_0p плюс 2 = 0.

Рас­смат­ри­вая по­след­нее урав­не­ние как квад­рат­ное от­но­си­тель­но x0, на­хо­дим p, при ко­то­рых оно имеет два раз­лич­ных корня, ни один из ко­то­рых не равен 2. (Ко­рень равен 2, если 2 умно­жить на 2 в квад­ра­те плюс 2 минус 3 умно­жить на 2 умно­жить на p плюс 2 = 0, т. е. при p  =  2.)

Най­дем дис­кри­ми­нант: D = левая круг­лая скоб­ка 1 минус 3p пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 16 = 3 левая круг­лая скоб­ка 3p в квад­ра­те минус 2p минус 5 пра­вая круг­лая скоб­ка , от­ку­да D боль­ше 0 при p мень­ше минус 1 и p боль­ше дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби .

Ис­клю­чая из най­ден­ных зна­че­ний число 2, по­лу­ча­ем ответ.

 

Ответ:  левая круг­лая скоб­ка минус бес­ко­неч­ность ; минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка дробь: чис­ли­тель: 5, зна­ме­на­тель: 3 конец дроби ; 2 пра­вая круг­лая скоб­ка \cup левая круг­лая скоб­ка 2; плюс бес­ко­неч­ность пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РФ, 1992 год, ра­бо­та 2, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции
?
Сложность: 10 из 10