Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2468
i

Со­ставь­те урав­не­ния всех общих ка­са­тель­ных к гра­фи­кам функ­ций y=x в квад­ра­те плюс x плюс 1 и y= дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Пря­мая ка­са­ет­ся па­ра­бо­лы в том и толь­ко том слу­чае, когда имеет с ней одну общую точку и не вер­ти­каль­на. Путь урав­не­ние этой пря­мой y=kx плюс b, тогда урав­не­ния x в квад­ра­те плюс x плюс 1=kx плюс b и  дробь: чис­ли­тель: 1, зна­ме­на­тель: 2 конец дроби левая круг­лая скоб­ка x в квад­ра­те плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка =kx плюс b имеют по од­но­му корню. Зна­чит, дис­кри­ми­нан­ты урав­не­ний x в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка 1 минус k пра­вая круг­лая скоб­ка x плюс левая круг­лая скоб­ка 1 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка =0 и x в квад­ра­те минус 2kx плюс левая круг­лая скоб­ка 3 минус 2b пра­вая круг­лая скоб­ка =0 равны нулю. Со­ста­вим си­сте­му урав­не­ний.

 левая фи­гур­ная скоб­ка \beginaligned левая круг­лая скоб­ка 1 минус k пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те минус 4 левая круг­лая скоб­ка 1 минус b пра­вая круг­лая скоб­ка =0, 4k в квад­ра­те минус 4 левая круг­лая скоб­ка 3 минус 2b пра­вая круг­лая скоб­ка =0, \endaligned. рав­но­силь­но левая фи­гур­ная скоб­ка \beginaligned 1 минус 2k плюс k в квад­ра­те минус 4 плюс 4b=0, k в квад­ра­те минус левая круг­лая скоб­ка 3 минус 2b пра­вая круг­лая скоб­ка =0, \endaligned. рав­но­силь­но левая фи­гур­ная скоб­ка \beginaligned k в квад­ра­те минус 2k минус 3 плюс 4b=0, k в квад­ра­те плюс 2b минус 3=0. \endaligned.

Вы­чтем из пер­во­го урав­не­ния вто­рое, умно­жен­ное не 2. По­лу­чим

 минус k в квад­ра­те минус 2k плюс 3=0 рав­но­силь­но k в квад­ра­те плюс 2k минус 3=0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка k минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка k плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка =0 рав­но­силь­но со­во­куп­ность вы­ра­же­ний k=1,k= минус 3. конец со­во­куп­но­сти .

В пер­вом слу­чае из вто­ро­го урав­не­ния по­лу­ча­ем 1 плюс 2b минус 3=0, от­ку­да b=1, во вто­ром слу­чае 9 плюс 2b минус 3=0, от­ку­да b= минус 3.

Итак, урав­не­ния ка­са­тель­ных y=x плюс 1, y= минус 3x минус 3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2474

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1991 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: Ка­са­тель­ная к гра­фи­ку функ­ции
?
Сложность: 9 из 10