Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2400
i

Изоб­ра­зи­те на чер­те­же мно­жеств A и B ком­плекс­ных чисел, удо­вле­тво­ря­ю­щих со­от­вет­ствен­но урав­не­ни­ям: z \barz плюс \baraz плюс a\barz плюс 7=0 и |z минус a|=|z минус a минус 6|, где a= минус 2 минус 2i. Най­ди­те все общие точки мно­жеств A и B.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Для на­ча­ла рас­смот­рим мно­же­ство A. Пусть z=a плюс bi, тогда

 левая круг­лая скоб­ка a плюс bi пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a минус bi пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка минус 2 плюс 2i пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a плюс bi пра­вая круг­лая скоб­ка плюс левая круг­лая скоб­ка минус 2 минус 2i пра­вая круг­лая скоб­ка левая круг­лая скоб­ка a минус bi пра­вая круг­лая скоб­ка плюс 7=0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те минус 2a плюс 2i минус 2bi минус 2b минус 2a минус 2ai плюс 2bi минус 2b плюс 7=0 рав­но­силь­но
 рав­но­силь­но a в квад­ра­те плюс b в квад­ра­те минус 4a минус 4b плюс 7=0 рав­но­силь­но левая круг­лая скоб­ка a минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те плюс левая круг­лая скоб­ка b минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =9,

то есть мно­же­ство A  — это окруж­ность с цен­тром  левая круг­лая скоб­ка 2;2 пра­вая круг­лая скоб­ка и ра­ди­у­сом 3.

Те­перь рас­смот­рим мно­же­ство B. Имеем:

\absz плюс 2 плюс 2i=\absz минус 4 плюс 2i,

это мно­же­ство точек, рав­но­уда­лен­ных от  левая круг­лая скоб­ка минус 2; минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 4; минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка , то есть все точки вида Re z=1.

Най­дем общие точки A и B. Так как a=1, по­лу­ча­ем:

1 плюс левая круг­лая скоб­ка b минус 2 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =9 рав­но­силь­но b=2 \pm 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та .

Общие точки  левая круг­лая скоб­ка 1; 2 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 1;2 минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка . Оста­лось изоб­ра­зить эти мно­же­ства.

 

Ответ: две общих точки  левая круг­лая скоб­ка 1; 2 плюс 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка и  левая круг­лая скоб­ка 1;2 минус 2 ко­рень из: на­ча­ло ар­гу­мен­та: 2 конец ар­гу­мен­та пра­вая круг­лая скоб­ка .

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2394

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1990 год, ра­бо­та 1, ва­ри­ант 2
? Классификатор: Изоб­ра­же­ние мно­жеств ком­плекс­ных чисел на плос­ко­сти
?
Сложность: 7 из 10