Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
 № 2356
i

При каких зна­че­ни­ях a пря­мая y=a плюс x\ln2 яв­ля­ет­ся ка­са­тель­ной к гра­фи­ку функ­ции y=4 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс x\ln8?

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Возь­мем сна­ча­ла про­из­вод­ную функ­ции 4 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс x на­ту­раль­ный ло­га­рифм 8. По­лу­чим:

 левая круг­лая скоб­ка 4 в сте­пе­ни x минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка плюс x на­ту­раль­ный ло­га­рифм 8 пра­вая круг­лая скоб­ка '=4 в сте­пе­ни x умно­жить на на­ту­раль­ный ло­га­рифм 4 минус 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 умно­жить на левая круг­лая скоб­ка x плюс 2 пра­вая круг­лая скоб­ка ' плюс на­ту­раль­ный ло­га­рифм 8=
=4 в сте­пе­ни x умно­жить на на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 в квад­ра­те минус 4 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 умно­жить на 1 плюс на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 в кубе = 4 в сте­пе­ни x умно­жить на 2 на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 минус 4 умно­жить на 2 в сте­пе­ни левая круг­лая скоб­ка x пра­вая круг­лая скоб­ка на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 плюс 3 на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2= на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 левая круг­лая скоб­ка 2 умно­жить на 4 в сте­пе­ни x минус 4 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка .

По­сколь­ку уг­ло­вой ко­эф­фи­ци­ент ка­са­тель­ной равен зна­че­нию про­из­вод­ной в точке ка­са­ния, по­лу­ча­ем

 на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 левая круг­лая скоб­ка 2 умно­жить на 4 в сте­пе­ни x минус 4 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x плюс 3 пра­вая круг­лая скоб­ка = на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 рав­но­силь­но 2 умно­жить на 4 в сте­пе­ни x минус 4 умно­жить на 2 в сте­пе­ни x плюс 3=1.

Решим это урав­не­ние. Пусть 2 в сте­пе­ни x =t, тогда

2t в квад­ра­те минус 4t плюс 3 минус 1=0 рав­но­силь­но 2t в квад­ра­те минус 4t плюс 2=0 рав­но­силь­но 2 левая круг­лая скоб­ка t минус 1 пра­вая круг­лая скоб­ка в квад­ра­те =0 рав­но­силь­но t=1,

Сде­лав об­рат­ную за­ме­ну, по­лу­ча­ем 2 в сте­пе­ни x =1 рав­но­силь­но x=0. Итак, абс­цис­са точки ка­са­ния равна 0, тогда

y левая круг­лая скоб­ка 0 пра­вая круг­лая скоб­ка =4 в сте­пе­ни 0 минус 2 в квад­ра­те плюс 0 умно­жить на на­ту­раль­ный ло­га­рифм 8=1 минус 4 плюс 0= минус 3.

Зна­чит, урав­не­ние ка­са­тель­ной имеет вид y= на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 левая круг­лая скоб­ка x минус 0 пра­вая круг­лая скоб­ка минус 3 рав­но­силь­но y= минус 3 плюс на­ту­раль­ный ло­га­рифм 2 x, от­ку­да a= минус 3.

 

Ответ: a  =  −3.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

За за­да­ние (или за каж­дый из че­ты­рех пунк­тов сю­же­та из че­ты­рех за­да­ний)

вы­став­ля­ет­ся одна из сле­ду­ю­щих оце­нок:

+ (3 балла),    ± (2 балла),    ∓ (1 балл),    − (0 бал­лов)

При этом не­об­хо­ди­мо ру­ко­вод­ство­вать­ся сле­ду­ю­щим.

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нийБаллы
Вер­ное и пол­ное вы­пол­не­ние за­да­ния3
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­щен один не­до­чет2
Ход ре­ше­ния вер­ный, ре­ше­ние до­ве­де­но до от­ве­та, но до­пу­ще­но два не­до­че­та или одна гру­бая ошиб­ка1
Осталь­ные слу­чаи0

К не­до­че­там от­но­сят­ся, на­при­мер: опис­ки, не­точ­но­сти в ис­поль­зо­ва­нии ма­те­ма­ти­че­ской сим­во­ли­ки; по­греш­но­сти на ри­сун­ках, не­до­ста­точ­но пол­ные обос­но­ва­ния; не­точ­но­сти в ло­ги­ке рас­суж­де­ний при срав­не­нии чисел, до­ка­за­тель­стве тож­деств или не­ра­венств; вы­чис­ли­тель­ные ошиб­ки, не по­вли­яв­шие прин­ци­пи­аль­но на ход ре­ше­ния и не упро­стив­шие за­да­чу, если за­да­ча не яв­ля­лась вы­чис­ли­тель­ной; за­ме­на стро­го знака не­ра­вен­ства не­стро­гим или на­о­бо­рот; не­вер­ное при­со­еди­не­ние либо ис­клю­че­ние гра­нич­ной точки из про­ме­жут­ка мо­но­тон­но­сти и ана­ло­гич­ные.

Гру­бы­ми ошиб­ка­ми яв­ля­ют­ся, на­при­мер: по­те­ря или при­об­ре­те­ние по­сто­рон­не­го корня; не­вер­ный отбор ре­ше­ния на про­ме­жут­ке при пра­виль­ном ре­ше­нии в общем виде; вы­чис­ли­тель­ная ошиб­ка в за­да­че на вы­чис­ле­ние; не­вер­ное из­ме­не­ние знака не­ра­вен­ства при умно­же­нии на от­ри­ца­тель­ное число, ло­га­риф­ми­ро­ва­нии или по­тен­ци­ро­ва­нии и т. п.


Задание парного варианта: 2361

? Источник: Вы­пуск­ной эк­за­мен по ма­те­ма­ти­ке. Ма­те­ма­ти­че­ские клас­сы, РСФСР, 1988 год, ра­бо­та 3, ва­ри­ант 1
? Классификатор: За­да­чи с па­ра­мет­ром
?
Сложность: 9 из 10